Реклама куклы Барби в различных асанах? И такая уже есть! Йога в тренде, и многих хотят заработать на ней. В наши дни назови что угодно йогой – и это принесет прибыль. Тем сложнее отделять зерна от плевел. А зерна есть! Разберемся вместе, что же предлагает мир йоги для маленьких участников этого рынка.
Определимся с возрастной аудиторией. Классический учебник «Анатомия человека» М.Ф. Иваницкого приводит следующую возрастную периодизацию:
· новорожденные – до 10 дней
· грудной возраст – от 10 дней до 12 месяцев
· раннее детство – от 1 до 3 лет и т.д.
В данной статье мы сфокусируемся на йоге для детей грудного возраста – от 10 дней до 12 месяцев. Ребенок грудного возраста – кто он? Потерпите, будет много сухой информации. Должны же мы понимать, каковы исходные данные того, ради кого эта йога создана.
Общефизическое и нервно-психическое развитие
К 6 месяцам масса тела ребенка удваивается, а к году утраивается. Рост годовалого ребенка увеличивается по сравнению с новорожденным на 50%.
Процесс нервно-психического развития скачкообразен и неравномерен. Наиболее активно идет психомоторное развитие ребенка на первом году жизни. Наиболее значимыми показателями нервно-психического развития детей этого возраста являются приобретение моторных умений, речевое развитие, развитие эмоциональной сферы и органов чувств.
Ведущей деятельностью этого периода является эмоциональное общение с мамой или лицом его заменяющим. На базе него формируется непроизвольное внимание, дифференциация ощущений от эмоций, автономная речь.
Нервная система и органы чувств
К моменту рождения ребенка центральная нервная система – наименее зрелая. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения, обычные внешние раздражители являются для него сверхсильными, основное время ребенок спит. Отмечается незрелость центров продолговатого мозга: дыхательного (апноэ), сердечно-сосудистого (аритмии), терморегуляции (поддержание постоянной температуры тела) и пр. К моменту рождения у ребенка хорошо развиты осязание (особенно много тактильных рецепторов в коже лица, пальцев), вкус. Наименее зрелые – зрение и слух (по материалам лекции «Периоды детского возраста», Первый СПГМУ им. И.П. Павлова).
Мария Монтессори, выдающийся педагог прошлого столетия, очень наглядно дает описание этого периода:
«Бурное развитие мозжечка начинается у ребенка именно в возрасте шести месяцев. К четырнадцатому-пятнадцатому месяцу жизни этот процесс замедляется, но полностью он завершается только к четырем с половиной годам. Именно от развития мозжечка зависит наша способность стоять и ходить. Проследить это в ребенке довольно легко: одна за другой развиваются сразу две способности человеческого организма. Приблизительно в шесть месяцев малыш способен сидеть, к девяти он уже ползает, в десять месяцев встает, в одиннадцать-двенадцать – делает первые шаги, а в пятнадцать – уверенно ходит. Это одна составляющая комплексного процесса.
Второй является окончательное формирование некоторых нервных центров. Если спинномозговые нервы не будут достаточно развиты, они не смогут точно передавать мышцам команды головного мозга. Поэтому работа мышц требует, чтобы к определенному сроку нервная система была «построена». Таким образом, овладение навыками ходьбы предполагает гармоничное соотношение двух разных сторон развития. Здесь вмешивается еще и третий фактор – развитие скелета, еще одно завоевание данного периода жизни ребенка. Как мы знаем, кости ног младенца сразу после рождения еще не полностью окрепли. Они в значительной мере состоят из хрящевых тканей и поэтому весьма мягки. Выдержать вес тела они просто не смогли бы. Следовательно, прежде чем ребенок начнет ходить, кости его скелета должны сформироваться. Обратим внимание и на такую особенность: к этому возрасту у ребенка срастаются кости черепа. Это уменьшает опасность повредить головной мозг, когда, начав ходить, малыш неизбежно начинает падать.
Если бы мы захотели раньше времени научить ребенка ходить, у нас бы ничего не вышло, поскольку данная способность зависит от различных аспектов физического развития, происходящих одновременно, то есть от достижения вполне определенного уровня зрелости. Попытка ускорить естественный процесс может только навредить ребенку. Им руководит природа, и он должен подчиняться ее строгим законам. Точно так же нам не удастся сдержать ребенка, научившегося ходить, ибо если в человеке сформировались какие-то органы, то он непременно должен ими пользоваться» (М. Монтессори «Мой метод»).
Резюмируем: на первом году жизни ребенок совершает первый ростовой скачек. Из наиболее сформированных данных малыш имеет тактильную чувствительность кожи, вкусовые рецепторы и вестибулярный аппарат. Все остальное буквально пульсирует и разворачивается изнутри.
Ну а теперь самое время обратиться к гуру мира йоги. На текущий момент большая часть того, что представлено на рынке йога-услуг для детей грудничкового возраста, является тем или иным миксом этих двух программ:
1. Франсуаза Фридман в конце 90-х в Великобритании основала методику Birthlight. Она охватывает направления от перинатальной йоги до йоги для детей до 3-х лет, в том числе отдельно выделены аквайога и детский массаж. Группы для детей грудничкового возраста описаны следующим образом: сеанс обеспечивает стимулирование прикосновения, движения и ритма, глубокое расслабление. Во время занятия детей можно кормить, просто обнимать или они могут даже спать. Движения йоги для родителей интегрированы в занятия, а дети наслаждаются общим опытом.
2. Лорена Паджалунга примерно в это же время основала Итальянскую ассоциацию йоги для детей (Associazione Italiana Yoga Bambini, или aiyb). Также предлагает занятия йогой, начиная с перинатального периода до 2-х лет и далее программы для детей старшего возраста. Отдельно грудничковый возраст не выделен. Немного описания. Занятия для спокойного проживания материнства в отношениях с самим собой и в отношениях с ребенком: общение, которое проходит через контакт, взгляд, осязание, превращается в эксклюзивный момент между матерью и ребенком. В России сама Лорена больше известна своими красочными и доступными для понимания книгами.
Разумеется, это не полное описание того, из чего состоят занятия. Однако мне понравились именно эти формулировки. Они не провоцируют завышенных ожиданий, в них я слышу заботу не только о малыше, но и о маме, поскольку в данном периоде мама и малыш переживают теснейшую психоэмоциональную связь, что значит «хорошо маме = хорошо малышу». Тут нет наукообразных формулировок, ведь не каждая мама обладает достаточным уровнем знаний или располагает временем и силой воли, чтобы разобраться в том, что часто пишут в русских источниках, например: «активизирует все сенсорные системы восприятия ребенка», «развивает вербальные коммуникативные навыки и интеллект» или даже «бэби-йога поможет залечить психологическую родовую травму».
Изучая Российский рынок услуг, первое, что встречаешь – термин «бэби-йога», и применяют его как последователи Ф. Фридмана (на сайте российского представительства действительно есть группы с таким названием), так и те, кто не указывает, последователями чьей школы они являются. У меня есть сертификат инструктора детской йоги одной из московских школ йоги. Так вот, об авторстве изучаемых там методик лекторы не слишком распространяются. Должна признаться, порой волосы встают дыбом от того, что пишут авторы, зазывая на занятия бэби-йогой, от классического и хорошо продаваемого «раннего развития» до «гармонизации», «нормализации», «лучшего формирования», «стабилизации» и мое любимое – «повышение самооценки»! Невольно задаешься вопросом: когда к столь нежному возрасту ребеночек успел дисгармонизироваться, недоформироваться, дестабилизироваться?
Обращаю ваше внимание, что на сегодняшний день не существует исследований воздействия йоги на детей любого возраста. Говоря об исследованиях, я имею в виду классическое научное валидизированное исследование с контрольной группой и т. д. Следовательно, все эти утверждения о невероятной и всесторонней пользе бэби-йоги не имеют под собой научной почвы.
Стандартно практика мамы и малыша грудного возраста включает: массаж, асаны, выполняемые мамой, пока ребенок просто находится рядом, игровые и развивающие упражнения для ребенка с использованием песенок-потешек, парная практика, где мама учится взаимодействовать с ребенком, выполняя асаны, при этом бережно удерживая малыша, релаксация. Продолжительность занятий от 50 до 90 минут.
Более шести лет я работаю в так называемых развивающих группах для малышей с мамами и отлично знаю, как выглядят эти занятия. Во-первых, дети болеют, и часто ребенка за весь месяц я увижу первый и последний раз – заболел, уехали, заболел. Большинство малышей я вижу 2-3 раза за весь год.
Далее, то, что один ребенок будет воспринимать спокойно и уравновешенно, другой саботирует самым душераздирающим криком. Вторых, разумеется, больше. Отчего ребенок может заплакать? Ответ – от всего: зашли в магазин перед занятием, наступили холода и теперь долгий процесс одевания выматывает и маму и малыша, приехала бабушка, уехал папа, подул ветер на улице, режутся зубки, мама волнуется перед занятием, слишком много людей на занятии (на взгляд ребенка, разумеется), слишком мало людей, уснул перед занятием, не поспал перед занятием, список бесконечен.
Ребенок – существо, развивающееся и меняющееся постоянно изнутри, и на любые внешние изменения он реагирует чаще всего негативно. Если ребенок не расплакался на занятии, то, скорее всего, он уползет\уйдет к соседней маме или ребенку, инструктору, к двери, в санузел, куда угодно, где можно обогатить свой сенсорный опыт. Тут выручает правило – если ребенок находится в поле зрения и не причиняет вреда себе и другим, пусть передвигается. Мама может позаниматься. Но когда в это время инструктор не дает асан, а дает массаж, нужен ребенок! Даже если все прошло на данном занятий более-менее спокойно, ребенок, скорее всего, находится под впечатлением от нового опыта и рисунок его поведения может резко измениться уже дома. Нервная система перегружена и проявится это в виде бессонницы, отсутствия аппетита, плаксивости в, казалось бы, домашней комфортной обстановке. Будьте готовы – это отсроченный эффект.
Во-вторых, у мамы тоже есть нервная система и, приходя на занятия, большинство мам искренне верят, что все пройдет идеально и так будет стабильно из раза в раз. По факту, кому-то просто не хватает общения, и они приходят для этого, забывая обо всем на свете, с упоением болтают; кто-то полагает, что орущий ребенок – это нормально, надо просто громче говорить; кто-то так и не сможет расстаться со своим телефоном; кто-то придет «презентовать» свое чудо расчудесное; а кто-то наоборот, посмотреть на других однолеток и убедиться, что «мой не хуже».
Только инструктор видит за всем этим временным и поверхностным лучших, внимательных, целеустремленных, нашедших в себе силы и в своем графике время прийти на занятия мамочек, которым невероятно полезно побыть в поле инструктора, а в идеале – получить обратную связь от него после занятия. И вообще, где, как ни на занятии можно понаблюдать за своим собственным ребенком, за его способами реагирования и взаимодействия с окружающим миром, понаблюдать за собой? Да, именно. Мамочкам полезно понаблюдать за собой в новом статусе, даже если это не первый и не второй ребенок. Это каждый раз новый опыт, так как каждый ребенок – это отдельный космос, диктующий свою реальность самым близким для него людям.
Пожалуй, самое время вспомнить, что же такое йога? Возьмем классическое определение Йога-сутр Патанджали. Йога есть обуздание изменений сознания. Всем, кто практикует йогу регулярно и длительно, известно, что эффект «обуздания изменений сознания» – это осознанность. Осознанность, которую мы несем через все, с чем взаимодействуем. Именно осознанность поможет каждой мамочке самостоятельно разобраться:
· в понимании того, что все дети разные, и что бэби-йога для одного в 6 месяцев – хорошо, для другого и в 12 месяцев – рано или вообще не подходит
· в выборе инструктора йоги
· в понимании, стоит вам идти на занятия в клуб или лучше остаться дома и заниматься по видео
· в потребности эмоциональной поддержки измотанной родственниками и мужем мамочки
· в том, что нужно вам, а что – вашему ребенку
· в том, как наиболее полно прожить этот период теснейшей эмоциональной связи мамы и ребенка, взаимно обогатившись новым опытом
Цель этой статьи – не дать ответы, а задать вопросы, ответы на которые каждый найдет в своей осознанности.
Свами Сатьянанда Сарасвати (книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи») так определяет процесс осознания: «Это внимание, в том числе, сосредоточенное внимание, понимаемое как состояние, не требующее усилий».
Я желаю вам Осознанности в каждом дне.
Евгения Чуманова