Омолаживающая обрезка и пластиковые газоны… Вы задумывались о том, какой процент правдоподобности в этих словосочетаниях?! Вокруг городского озеленения – множество мифов, против которых мы восстанем в этой статье. А помогут нам специалисты: лесопатолог, арборист Дмитрий Звонка, дендролог Николай Будишевский и ландшафтный архитектор Анна Корнеева.
· Миф первый: за газонами в городе следят и ухаживают
· Миф второй: обрезка полезна для деревьев
· Миф третий: посаженные молодые деревья легко приживаются
· Миф четвёртый: ясени, заражённые златкой, нуждаются в обрезке
· Миф пятый: старые тополя городу не нужны
Миф №1: Какой такой газон-вазон
Если засеянная трава засыхает от жары, то она от этого не становится пластиком, ведь так?! И в рулоне такое же растение, только заранее выращенное, и ему нужно прижиться в новой почве. Это аналогично тому, как комнатные растения выращивают из укоренённого черенка. Дендролог Николай Будишевский считает главной проблемой неприживаемости газонов – отсутствие чётких отслеживаемых договоров. Чаще всего происходит такая ситуация: подрядчик быстро раскладывает газон и тут же скрывается, даже почву перед укладкой не разрыхляя, не подготавливая газон к эксплуатации. И вот, тот рулон прослужил максимум 6 месяцев, погиб, его заменили новым. Только, увы, системы штрафов по плохому уходу – нет. Жилищная компания отвечает, что поливом занимается подрядчик, согласно договору, а нет подрядчика, то нет и полива. К сожалению, у нас нет никакой системы контроля. Можно сказать, что жизнь газона – это игра в «русскую рулетку», по принципу выживет-не выживет. А разницы в посаженных или рулонных газонах особенной нет. Их очень обидно называют «пластиковыми» из-за почвы, которая удерживает земляной ком с корнями от разрушения при перевозке. И относятся, увы, к рулонным газонам только как к элементу декорирования города, а не как к живому зелёному ковру.
Миф №2: Обрезка как борьба с «причёской старости»
Помните, в легендарном фильме «Покровские ворота» была фразочка: «Резать к чёртовой матери!» У нас почему-то обрезка стала ответом на все вопросы по уходу за деревьями. Омолаживание – это такой красиво звучащий термин. А вот наш эксперт, дендролог Николай Будишевский считает, что обрезка, по большому счету – зло, поскольку нарушение ствола неизбежно приводит к процессу гниения и медленной гибели. Дерево за 5-7 лет таких «урезаний» будет наращивать крону с ослабленными ветвями. А эти новые веточки будут хуже прикреплены к стволу, и, следовательно, в плане падения веток более опасны. Ещё одна причина, почему Николай против обрезок, кроется в физиологии: дерево складирует питательные вещества по всему своему «организму», а при отсечении своей части оно испытывает сильнейший стресс и нарушение работы своих сосудов. Вот поэтому-то и вырастают новые побеги с огромными листьями, чтобы как-то набрать за счёт фотосинтеза питательных веществ. Мы-то радуемся, мол, какая теперь листва хорошая, а это показатель того, что дерево голодает.
Единственный вариант формирования кроны: регулярные обрезки. Если, к примеру, к обрезке начали приучать молодое дерево, как на ВДНХ, то деревце может с годами привыкнуть, адаптироваться, подстроиться. Оно научается менять направление своего сокодвижения, но здесь важно умно, правильно и регулярно производить работы. Как добавляет Анна Корнеева: «Инструменты для обрезания ветвей должны обрабатываться не менее тщательно, чем хирургические, иначе, как и в случае с человеком, дерево от такой «операции» заболеет и может погибнуть, примерно, как человек, если ему отрезать палец ржавой бензопилой!»
Миф №3: Главное – в землю воткнуть, а там – само вырастет
Дмитрий Звонка как основатель онлайн-школы «Умный садовник» не устаёт повторять об ошибках при посадке деревьев. Во-первых, необходимо подумать и посмотреть местность, задать себе вопрос о том, почему именно это дерево и именно здесь нужно. Глупо сажать деревья в тени, под большими взрослыми деревьями, либо вдоль трассы то дерево, которому необходим особый нежный уход. Грустно видеть такие, вредные, бессмысленные посадки. Во-вторых, нужно выбрать хороший саженец. Третье – это, конечно, сама посадка. Здесь два главных правила – не углублять корневую шейку и мульчировать приствольный круг. А далее, конечно, правильно поливать и обрезать. Последнее – регулярно. Без регулярности в уходе – дерево всегда страдает!
Николай Будишевский добавляет, что как раз из-за всех этих ошибок и по программе «Миллион деревьев» статистика приживаемости посадок очень низкая, в течение 3-х лет деревья в большинстве своём погибают. И те же причины: сначала нет ухода, полива, затем листву собирают, убирают, и, получается, у деревьев нет питательных веществ, нет удобрений. Дерево без ухода хорошо расти не сможет.
Миф №4: Ясени поражены, так давай за топор
Нам нужно знать, что заражается ясеневой златкой именно ясень пенсильванский, а не наш обычный ясень. Что касается верхних высохших ветвей, то они сохнут из-за поражения ствола. Златка перегрызает сосуды дерева, вот и результат – без питания ветви кроны усыхают.
Обрезка в данном случае – это эстетическая мера, она, к сожалению, не влияет никак ни на жизнь златки, ни на жизнь дерева.
Дмитрий Звонка считает, что спасти ясень возможно с помощью специально сделанной инъекции инжекторами, к примеру, фирмы «Маже» или «Арборджет».
К тому же, распространённое мнение, что заражённые ясени живут от года до трёх не так верно, ясени могут так прожить и лет 5-7, здесь всё зависит от иммунитета самого дерева.
Что делать, если всё же дерево погибло? Ландшафтный архитектор Анна Корнеева считает, что на месте умершего дерева нужно в первую очередь провести выкорчёвывание, затем засыпать почвой. А вот стремиться высадить на месте погибшего новое дерево – точно не стоит! На месте гибели, в зоне, нашему глазу не видимой, идут процессы разложения, выделяются газы и токсины. Лучше эту территорию оставить в покое как минимум лет на 5.
Миф №5: Тополиная песня или пенсия
Сейчас повсюду твердят о том, что старые деревья нужно вырубать, после 60 лет – на пенсию, на свалку! Однако же, никто не говорит точно, что такое «старость» тополя и как её определять. Николай Будишевский, к примеру, совершенно не согласен с политикой тополиного ликвидирования, считая, что к каждому дереву должен быть применён индивидуальный подход! А, между прочим, чтобы определить здоровое или больное дерево нужно использовать различные методы, а не так, «на глазок», и для «красного словца». К примеру, есть процедура просверливания отверстия и просмотр древесины через компьютер – здорова ли древесина. Бывают звуковые методы – по прохождению звука через кору определяют состояние дерева. Каждое дерево – это самостоятельный организм, поэтому к зелёным насаждениям и подход должен быть индивидуальный.
Мифы, как правило, хороши для сериалов, а в реальной жизни нам нужно использовать опыт специалистов и создавать новое восприятие города, осознавая важность каждого дерева. Забота о зелёных городских лёгких – это необходимость каждого дня, а не экологическая повестка на необозримое будущее.
Вероника Локунова