За окном холодает с каждым днем, а это значит, что пора закутаться в плед и провести эту осень в компании хороших книг. Интересно, ведь мало кто задумывается, что испытывает наш мозг во время такого, казалось бы, обыденного занятия как чтение. Давайте в этом разберемся.
Около шести тысяч лет назад человечество приобрело первые навыки чтения, и с тех пор мы читаем постоянно: этикетки на товарах, посты в Instagram, книги всевозможных жанров, Twitter, Facebook, рекламу на улице, рекламу в интернете и другие ресурсы. Трудно представить, но для нашего мозга чтение – это противоестественный процесс, именно поэтому оно дается нам так сложно. Человеку требуется немалая подготовка: выучить буквы и звуки, научиться безошибочно воспринимать их визуально, разобраться с ударением и еще кучей всего. Чтение насильно перестраивает наш мозг, создавая там отдел, которого ранее не было, оно активирует знание о языках, трансформирует восприятие звуков и работу зрительной коры головного мозга.
Так что же конкретно происходит в нашей голове во время чтения?
Вы завернулись в плед, налили чашечку чая и взяли в руки любимую книгу. Вы расслаблены, но не ваш мозг. Если сейчас вас подвергнут исследованию на томографе, то увидят, что ваш мозг полыхает, будто новогодняя елка. Нейроны нагружены до предела, бесперебойно к ним поступает информация, ответы на которую, они обязаны найти в кратчайшие сроки.
Работа нейронов выглядит примерно так:
- Кто-нибудь знает, что такое «сталактиты»?
- Что-что, простите?
- Сталактиты! Быстрее! Он не понимает о чем речь!
- Что он там вообще читает?
- «Флора и фауна Северной Америки». Опаздываем! Быстрее!
- О! Америка! Сейчас в активном словаре посмотрю, по-моему, видел что-то похожее….
- Долго! Слишком долго! Потому что не надо активный словарь в сто слов иметь.
- Да вот уже месяц увеличиваем…чтением регулярным….
- Все! Не могу больше! Перерыв! Дайте знать первичным потребностям, пусть помогут – не в службу, а в дружбу пошлют сигнал, чтоб он попить сходил.
Наш мозг прилагает титанические усилия, чтобы раскодировать информацию, ползущую перед ним черными точками. Каждое слово совершает целое путешествие в коре головного мозга. Сначала оно попадает в первичную зрительную кору, там делается слепок слова и отправляется в зону Верника, где ему подбирают акустический аналог, далее – в зону Брока, там составляется схема детальной артикуляции, которая дает сигнал лицевым мышцам, которые эту артикуляцию осуществляют. Весь этот процесс у разных людей занимает разный период времени, в зависимости от скорости и частоты чтения.
Но это не все, что проделывает наш мозг, в то время как мы заняты чтением любимой книги. В височной коре и миндалине головного мозга находятся зеркальные нейроны, ответственные за нашу способность к пародированию. Мы повторяем движения партнера в танце, улыбаемся или смеемся, глядя на смеющегося собеседника, и т. д. Исследования Университета Эмори доказали, что читатель способен испытывать симпатию к персонажу книги, и данное чувство ничем не будет отличаться от чувств к реальному человеку. В рамках исследования была проведена серия МРТ, которая показала, что во время чтения также активно задействована центральная борозда головного мозга, задача которой – преобразовывать мысли в реальные ощущения, а это означает, что мы вполне реально ставим себя на место любимого героя.
Ученые считают, что подобный уровень эмпатии способен привести человеческий вид на новую ступень «теории разума». Согласно Энциклопедии Философии, «теория разума» (theory of mind) – это модель понимания чужого сознания, способность человека воспринимать как свои собственные переживания, так и переживания других людей. Раймонд. А. Мар из Йоркского университета в Торонто провел исследование, в результате которого пришел к выводу: на развитие эмпатии или «теории разума» влияет именно чтение рассказов. В своих выводах он написал: «Чем лучше мы понимаем события в повествовании, тем лучше способны понять действия и намерения окружающих». Это исследование стало одной из целого ряда работ, доказавших, что наш мозг в процессе чтения имитирует реальность происходящего на страницах произведения. Энни Мерфи Пол в The New York Times, ссылаясь на исследование 2006 года, результаты которого были опубликованы в научном журнале Neurolmage, сказал: «Видимо, нашему мозгу безразлично, читаем мы или проживаем событие наяву».
Еще одним доказательством этого факта стал эксперимент, проведенный немецко-норвежской группой под названием The emotional power of poetry. Участники эксперимента слушали, как декламировали стихи, вследствие чего они испытали вполне реальное физическое ощущение: у них появились мурашки, что абсолютно точно доказывает восприятие чтения и поэзии как реального опыта.
Еще один популярный вопрос, о котором, пожалуй, хотя бы раз задумывался каждый из нас: «Действительно ли чтение делает нас умнее?» Ученые Нью-Йоркского университета выяснили, что чтение художественных рассказов повышает способность к распознаванию человеческих эмоций. В ходе эксперимента участников разделили на три группы и попросили определить эмоции людей, изображенных на фотографии. Перед этим каждая из групп прочла произведение, относящиеся к одному из трех жанров: популярная литература, нон-фикшн и художественные рассказы. Согласно результатам эксперимента, последняя группа добилась наиболее впечатляющих результатов. Еще один нашумевший эксперимент провели исследователи из Университета Ливерпуля, они решили проверить когнитивную активность студентов литературных факультетов. Согласно результатам исследования, чем начитанней был студент, тем выше была его мозговая активность.
Влияние чтения на развитие нашего мозга ежедневно исследуют сотни ученых по всему миру, но, несмотря на схожесть исследований, они не прекратятся, ведь, как сказал профессор литературы Брауновского университета Арнольд Вайнштейн: «Это один из эффективных способов спасти литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставится под вопрос».
Катя Петерс