Никто не удивится, узнав, что в районах с наибольшим количеством автомобилей уровень загрязнения воздуха в среднем выше. Но знали ли вы, что автомобили, стоящие в пробках, загрязняют окружающую среду больше, чем автомобили, едущие по скоростным шоссе?
Казалось бы, чем быстрее машина едет, тем больше топлива она сжигает – разве не так? Но на самом деле больше всего топлива автомобиль сжигает, когда набирает скорость при ускорении.
Автомобиль, движущийся с постоянной скоростью, сжигает более или менее одинаковое количество топлива, но стоит вам оказаться на загруженном дорожном участке – вы вынуждены постоянно набирать и сбавлять скорость. При такой работе двигателя сжигается больше топлива и, следовательно, в воздух выделяется больше загрязняющих веществ.
Однако связь между скоростью движения и загрязнением не является абсолютно линейной. Исследования показывают, что объем выбросов увеличивается, когда средняя скорость автострады падает ниже 70 км/ч. Также количество выбросов начинает резко расти, если средняя скорость превышает 100 км/ч. Таким образом, «золотая середина» наименьшего выброса загрязняющих веществ во время движения автомобиля находится где-то между 70 и 100 км/ч.
Загрязняющие вещества, обнаруженные в выхлопных газах транспортных средств, могут оказывать негативное влияние на здоровье для людей, живущих в городских районах. В выхлопных газах содержатся оксид азота, который токсичен для человека, диоксид серы, который является основной причиной кислотных дождей, углекислый газ, который накапливается в атмосфере и способствует изменению климата, и озон, который может нарушать функцию легких, особенно у детей и взрослых, страдающих астмой.
Решения, направленные на устранение проблемы загруженных дорог как источника загрязнения, вполне очевидны. Первое и основное – это отказ от личного автомобиля в пользу общественного транспорта. Однако многие люди не хотят отказываться от свободы перемещения на своем собственном транспортном средстве – и из-за этого правительства повышают цены на топливо, стимулируя граждан пересмотреть свои возможности. Тем не менее, даже при отлаженной работе общественного транспорта проблемы с качеством воздуха сохраняются во многих областях.
К счастью, постепенно ситуация меняется к лучшему – на данный момент уже отмечается значительное снижение уровня выбросов, во многом благодаря усовершенствованным конструкциям автомобильных двигателей, каталитическим нейтрализаторам и улучшению химического состава топлива. Также растет популярность гибридных и электронных двигателей.
Однако и эти виды технологий не совершенны и могут лишь перенести загрязнение в другое место энергетической цепочки. Электромобили, например, работают на электроэнергии, которая в основном вырабатывается электростанциями, работающими на угле – то есть, производящими собственные загрязнители при добыче и сжигании угля. Однако эта проблема будет решена, когда мир станет активно переходить на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия.
Таким образом, существуют решения, которые могут помочь смягчить влияние автомобильных выхлопов на качество нашего воздуха, хотя их, несомненно, необходимо сочетать с другими стратегиями очистки воздуха. Многое для сокращения выбросов и очистки воздуха могут сделать общественный транспорт, осознанное вождение и грамотные строительные проекты, которые повышают эффективность систем автомобильных дорог за счет сокращения количества остановок.
Вероника Кузьмина
Источник: Environment + Energy Leader