Слова «натуральный» и «органический» часто мелькают на косметических упаковках. В чем разница? Стоит ли верить? Открытые вопросы для большинства покупателей.
Отличить любовь к природе от любви к маркетингу и выбрать действительно натуральный уход, поможет соосновательница бренда натуральной косметики Somelove Александра Шкипина-Санчес.
Натуральный vs органический
Эти понятия часто считают синонимами, а это не так. С «натуральным» проще: ингредиент должен быть растительного или животного происхождения, не синтетический.
А вот «органический» подразумевает больше условий: это ингредиент растительного происхождения (компонент животного происхождения возможен, но реже), собранный или выращенный в максимально естественных условиях. Также нужен сертификат, подтверждающий его соответствие этим условиям.
Например, мы активно используем органический сок алоэ вера. В наших продуктах для лица, кремах и сыворотках – безводные формулы на его основе. Самое большое содержание алоэ – 91% – в мицеллярной воде и увлажняющем тонике. Наш алоэ выращивают в Мексике на экологически чистых территориях, без использования пестицидов, минеральных удобрений и любых других агрохимических средств. Подтверждает это сертификат Mayacert о соответствии действующему в Америке стандарту для органики USDA Organic.
Есть ли законодательные нормы?
В России
Производителей обязывает Технический Регламент Таможенного Союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметического продукции» — на его основе независимая лаборатория проводит испытания продукта, производитель получает протокол испытаний и подаёт заявку на получение сертификата соответствия или свидетельства о регистрации, затем запускает продукт в продажу. Регламент ТР ТС регулирует безопасность: устанавливает список запрещённых и ограниченных в использовании веществ, определяет солнцезащитные фильтры, устанавливает требования к клиническим испытаниям. А вот натуральность составов не регулирует — поэтому слова «натуральный», «органический» остаются на совести производителя.
В мире
Производитель может отправить продукт на добровольную международную сертификацию. Она даёт право считать продукт, соответствующим стандарту для органической или натуральной косметики. В Европе стандарту COSMOS, а в Америке — USDA и NSF.
Сертифицировать можно ингредиент или продукт. При прохождении сертификации основное требование к натуральности состава — высокий процент натуральных компонентов: не менее 95%. В наших формулах – 100%, включая растительные консерванты: экстракты жимолости и левулиновую кислоту из сахарного тростника.
Самые известные сертифицирующие организации: BDIH, ICEA, Natrue, Ecocert Greenlife, Cosmebio, Soil Association. Их клеймы стоит искать на упаковках.
Процесс получения сложный, требует материальных затрат (у нас получилось около 24 тыс. евро на 28 продуктов), времени на сбор документов и аудит на месте. И в последние годы российским компаниям стало ещё труднее получить сертификат.
Из-за политических событий мы около двух лет искали организацию, которая была бы готова работать с брендом из России, и только сейчас приступаем к процессу сертификации через Natrue. Относимся к этому как к естественным сложностям текущего времени.
Всегда стараемся концентрироваться на позитивном. Хотя поиски организации-сертификатора заняли много времени, работать с нами согласился один из старейших научно-исследовательских институтов Германии — Dermatest. И теперь каждое наше средство проходит тестирование на гипоаллергенность в их дерматологической лаборатории. А для детской линейки atopic проводились особые тестирования: в них участвовали добровольцы с атопическим дерматитом. Натуральные компоненты считаются более аллергенными, поэтому натуральную косметику часто не выбирают, например, люди с чувствительной кожей. Конечно, уход всегда индивидуален, но независимые тестирования дают людям спокойствие.
Что делать, если нет сертификата?

Отсутствие клейма ещё не означает, что вы имеете дело с гринвошингом. Возможно, небольшой бренд не может позволить себе международную сертификацию, а составы действительно натуральные. Остается внимательно изучать весь состав по номенклатуре inci. Да, есть сервисы проверки ингредиентов (4fresh, ecogolik), но и их нужно использовать с умом, ведь ошибки могут встречаться везде. Можно обратить внимание на базу Skin Deep от Environmental Working Group. Хотя в ней не оценивается натуральное происхождение ингредиентов, можно узнать много полезного об их токсичности. И если есть сомнения в ингредиентах, вполне можно обратиться к бренду напрямую — производитель с прозрачными составами даст вам ответ.
Натуральная косметика — это больше, чем ингредиенты
Стремясь выбрать натуральное, покупатели обычно читают состав, но стоит смотреть шире. Экология и этичность не менее важны. Идеальная натуральная косметика не только состоит из натуральных компонентов, но и не содержит ингредиентов животного происхождения, не тестируется на животных и упакована в перерабатываемую тару.
В итоге, на что же нужно смотреть на этикетке?
1. заявленный процент натуральных ингредиентов
2. значок сертификации
3. полный состав inci
4. подтверждение гипоаллергенности / безопасности
5. информацию о тестировании на животных и использовании ингредиентов животного происхождения
6. информацию о переработке упаковки