День любого человека не обходится без средств по уходу за собой. Это может быть и тушь, и маска для волос, или просто гель для душа. Желая обезопасить самих себя и окружающий мир от вредных и химических элементов составе косметики, мы охотно покупаем «зеленую» или «органическую», «эко» или «био» косметику. В «правильных» упаковках с растительным орнаментом и прочими атрибутами «экологичности». Да только вот российское законодательство никак не регулирует эту «зеленую» терминологию, ее определяют лишь суровые правила маркетинга – с приставкой «эко» и «био» продается все, причем по завышенной цене.
Поэтому и появился такой термин как «гринвошинг» – сумма двух английских слов: «green» и «whitewashing». Суть его в том, что компании просто вводят в заблуждение покупателей, безосновательно используя «зеленую» терминологию на упаковке, желая заработать больше денег.
Определяем, содержит ли это средство вредную для нашего здоровья химию:
Отличить добросовестных производителей от желающих просто получить прибыль достаточно просто, соблюдая несложные правила.
На что смотреть:
1. На состав выбранного средства. Избегайте в составе таких веществ как вазелин (petroleum jelly, petrolatum, paraffinum liqvidim, mineral oil), изопропиловый спирт или изопропанол (isopropyl alcohol или isopropanol), метиловый спирт или метанол (methyl alcohol или methanol), бутиловый спирт или бутанол (butyl alcohol или butanol), сульфаты (Sodium laureth/lauryl sulfates), пропиленгликоль (Propylene glycol) и полиэтиленгликоль (polyethylene glycol), а также ПЭГ (PEG) и ПГ (PG) — они могут отрицательно повлиять на ваше здоровье.
2. На запах и цвет выбранного средства. Натуральная косметика обычно обладает неярким травяным запахом и нежными цветами. Если вы покупаете фиолетовый шампунь, то знайте, что ему такой окрас дали вовсе не лепестки цветов.
3. На значки эко-сертификатов. Сертификаты BDIH, COSMEBIO, ICEA, USDA, NPA и другие выдаются косметическому бреду только тогда, когда продукт является действительно натуральной или органической косметикой. Найти средства с сертификатами на флаконах на полках магазинов нелегко, но все же реально.
Но будьте внимательны – некоторые производители горазды придумывать свой собственный «эко-сертификат» и помещать его на упаковку. Если сомневаетесь в подлинности значка, ищите о нем информацию в интернете.
Совет: Если для вас действительно важна натуральность косметических средств, которые вы наносите на тело и лицо, вы можете с легкостью заменить некоторые из них на простые дары природы. Например, использовать кокосовое масло можно как крем для тела, бальзам для губ и маску для волос, а также эффективное средство от растяжек. Или поищете в интернете рецепты натуральных средств красоты — многие из них вполне незатейливые.
Определяем, тестируется ли эта косметика на животных, и бережно ли использует ресурсы планеты компания-производитель:
Если для вас важно быть уверенным, что косметика или ее ингредиенты не проходили испытание на животных, а бренд бережно использует ресурсы планеты, то к выбору туши или шампуня придется отнестись еще тщательнее:
На что смотреть:
1. На эко-сертификаты: опять же, ищите на своих средствах значки BDIH, Ecocert, Natrue, Cosmos — в условиях их получения для бренда прописано, что ни готовая косметика, ни какой-либо из ее ингредиентов не испытывался на животных, а ресурсы планеты используются экономно.
2. На специальные значки (чаще всего с изображением кроликов), символизирующие борьбу бренда с вивисекцией.
3. На списки «черных» и «белых» брендов на сайте фондов «PETA» и «Вита».
В интернете на различных сайтах есть много списков «черных» и «белых» брендов – порой весьма противоречивых. Лучше обратиться к их общему первоисточнику — фонду «РЕТА», или, если вы совсем не дружите с английским, российскому фонду защиты прав животных «Вита». На сайтах фондов легко найти списки косметических компаний с подобными разъяснениями, кто насколько «чист» (У «PETA» даже есть приложения для мобильных устройств – Free Bunny App).
4. Продается ли косметика Китае
В Поднебесной тесты на животных многих видов уходовой и декоративной косметики обязательны законом. Поэтому, если вы знаете, что косметика этого бренда поставляется в Китай — знайте, что вероятно, часть средств от покупки крема направиться на финансирование мучений кроликов и кошечек.
Кстати: Некоторые средства, которые можно назвать «гринвошингом», не тестировались компанией на животных, просто их производители увлеклись химией. Иногда «химия» добавляется только в шампунь, а бальзам для губ той же марки имеет вполне себе натуральный и даже «съедобный» состав.
Как ни странно, но некоторые косметические компании, занесенные и в позорные списки «гринвошинга» и «черные» списки «РЕТА», ведут активную благотворительную деятельность, сотрудничают с Фондом дикой природы.
Если вы решите прекратить финансирование брендов, которые проводят испытания на животных, возможно, придется хорошенько «проредить» полочки в ванной и косметичку и отказаться, например, от любимого парфюма. Но игра стоит свеч – ведь это еще один – и очень большой – шаг на пути к вашей осознанности, духовному росту и, конечно же, здоровью. А новый любимый парфюм можно легко найти и среди этичных брендов.
Оля Маркелова