По мере того, как все больше людей переходит на веганство, эта тенденция оказывает заметное влияние на разные сферы нашей жизни. Возможно ли, что в будущем благодаря распространению веганства станут развиваться и меняться и языки, на которых говорит человечество?
На протяжении столетий мясо считалось самым важным компонентом любого блюда. Мясо было больше, чем просто пищей, оно было самым главным и дорогим продуктом питания. Из-за этого его рассматривали как символ общественной власти.
Исторически сложилось так, что мясо предназначалось для столов людей из высших классов, а крестьянство питалось преимущественно растительными продуктами. Как результат, потребление мяса ассоциировалось с доминирующими структурами власти в обществе, а его отсутствие в тарелке указывало на принадлежность человека к необеспеченному слою населения. Контролировать поставки мяса было все равно, что контролировать людей.
Вместе с тем мясо стало играть заметную роль в нашем языке. Обращали ли вы внимание, что нашу повседневную речь наполняют пищевые метафоры, часто основанные на мясе?
Влияние мяса не обошло стороной и литературу. Так, например, английская писательница Джанет Уинтерсон в своих произведениях использует мясо в качестве символа. В ее романе «Страсть» производство, распространение и потребление мяса символизирует неравенство сил в наполеоновскую эпоху. Главная героиня, Вильянель, продает себя русским солдатам, чтобы получить судный запас ценного мяса. Просматривается и метафора того, что женское тело – просто еще один вид мяса для этих мужчин, и ими правит плотоядное желание. А одержимость Наполеона поеданием мяса символизирует его желание покорить мир.
Конечно, Уинтерсон не единственный автор, показавший в художественной литературе, что мясо может означать не только продукт питания. Писательница Вирджиния Вульф в своем романе «На маяк» описывает сцену приготовления тушеной говядины, на которое уходит три дня. Этот процесс требует много усилий от повара Матильды. Когда мясо, наконец, готово к подаче на стол, первая мысль хозяйки миссис Рамсей заключается в том, что ей «нужно тщательно выбрать особенно нежный кусок для Уильяма Бэнкса». Просматривается идея того, что право важного человека есть лучшее мясо не подлежит сомнению. Смысл такой же, как у Уинтерсон: мясо – это сила.
В сегодняшних реалиях мясо неоднократно становилось предметом многочисленных социальных и политических дискуссий, в том числе о том, как производство и потребление мяса способствует изменению климата и ухудшению состояния окружающей среды. К тому же, исследования показывают негативное влияние мясоедения на организм человека. Многие люди переходят на веганство, становясь частью движения, которое стремится изменить пищевую иерархию и свергнуть мясо с ее вершины.
Учитывая то, что в художественной литературе часто отражаются реальные события и социальные проблемы, вполне может быть, что в конечном итоге в ней перестанут появляться мясные метафоры. Конечно, маловероятно, что языки станут изменяться кардинальным образом, но некоторые изменения в привычном нам лексиконе и выражениях неизбежны.
Чем больше тема веганства будет распространяться по миру, тем больше новых выражений будет возникать. В то же время метафоры, связанные с мясом, могут начать восприниматься как более мощные и внушительные, если убийство животных ради пищи станет социально неприемлемым.
Чтобы понять, как веганство может отразиться на языке, вспомните, что благодаря активной борьбе современного общества с такими явлениями, как расизм, сексизм, гомофобия, стало социально неприемлемо использовать некоторые слова. Такое же влияние на язык может оказать и веганство. Например, как предлагает PETA, вместо устоявшегося выражения «убить двух зайцев одним выстрелом» мы можем начать использовать фразу «накормить двух птиц одной лепешкой».
Однако это не означает, что упоминания мяса в нашем языке исчезнут все разом – в конце концов, для таких изменений может потребоваться много времени. Да и как знать, насколько люди будут готовы отказаться от метких высказываний, к которым все так привыкли?
Интересно заметить, что некоторые производители искусственного мяса стараются применять методики, благодаря которым оно будет «кровоточить» как настоящее. Хотя компоненты животного происхождения в таких продуктах питания заменены, от плотоядных привычек человечество отказалось не вполне.
Но в то же время многие люди, придерживающиеся растительного питания, возражают против заменителей, называемых «стейками», «фаршем» и т.п., потому что не хотят есть то, что создано по подобию настоящего мяса.
Так или иначе, насколько мы сможем исключить мясо и напоминания о нем из жизни общества – покажет только время!
Вероника Кузьмина
Источник: Plant Based News, The Conversation