Активистам сбрили волосы, вставили в их уши бирки для скота, облачили в лохмотья и заперли на несколько дней в «загоне» под прицелом онлайн-камеры. Таким способом зоозащитники выражали свою солидарность к страданиям животных из различных индустрий, таких как животноводство, вивисекция, производство меха и пр.
Международное зоозащитное движение «269» стало набирать обороты после того, как в Тель-Авиве в 2012 году троим активистам публично выжгли клейма, которые обычно ставят всем сельскохозяйственным животным. Цифра 269 – это номер теленка, которого увидели зоозащитники на одной из огромных молочных ферм Израиля. Образ беззащитного маленького бычка навсегда остался в их памяти. С тех пор каждый год 26.09. активисты из разных стран устраивают акции против эксплуатации животных. В этом году кампанию поддержали 80 городов по всему миру.
В Тель-Авиве состоялась, наверное, одна из самых продолжительных и сложных в техническом исполнении акций под названием «Скот». Она длилась 4 дня, причем наблюдать за действиями участников можно было в режиме онлайн.
4 зоозащитника, предварительно выбритые и облаченные в тряпье, с бирками «269» в ушах (чтобы максимально стереть собственную индивидуальность, превратившись в скот), добровольно заточили себя в камере, символизирующую скотобойню, лабораторию, клетку для цирковых животных и меховую ферму одновременно. Это место стало собирательным образом, имитирующим те условия, в которых приходится существовать многим животным всю свою жизнь. По сценарию узники не знали наверняка, что с ними будут делать, «бить», мыть водой из шланга, «тестировать на них лекарства» или привязывать к клюкам на стене, чтобы смирно стояли. Натуралистичность акции придал именно этот эффект неожиданности.
– Таким способом мы пытались проследить за трансформацией, которая происходит с человеком, существом с правами и свободами, в подобных условиям, превращающих его в животное, – рассказывает Зои Речтер, одна из организаторов кампании. – Так мы хотим пролить свет на лицемерие людей, которые поддерживают производство мяса, молочных продуктов, яиц, одежды и тестирование на животных, при этом, возможно, считая себя добрыми и положительными гражданами. Видя человека в таких условиях, большинство из нас испытает страх и отвращение. Нам явно неприятно наблюдать за нашими собратьями, прикованными к крюкам в полотке. Так почему мы допускаем, что это нормально по отношению к другим существам? А ведь животные вынуждены так существовать всю жизнь. Одна из главных целей акции – вывести людей на дискуссию, заставить задуматься.
– Расскажите, пожалуйста, про обстановку в комнате?
– Мы вложили много энергии в процесс оформления и подготовки, который длился несколько месяцев, – продолжает Зои. – Стены и тусклое освещение, создающее гнетущее впечатление, – все должно было способствовать большему визуальному эффекту и усиливать основной смысл. Обстановка в помещении объединила в себе различные аспекты современного искусства и активизма. Внутри вы могли увидеть грязь, сено, лабораторную полку с медицинским оборудованием, ведра с водой и едой. Туалет был единственным местом, которое не попало в поле зрения камеры.
– Что предусматривал сценарий, могли ли вы спать и есть?
– Да, мы могли спать, но это не получалось из-за постоянного страха и неизвестности, что произойдет в следующий момент, – рассказывает участник акции Ор Браха. – Это был очень тяжелый опыт. Ты живешь в постоянном страхе: слышишь тихие шаги за стеной и не знаешь, что с тобой будет в следующую минуту. Безвкусная овсянка и овощи составляли наше питание.
– Кто взял на себя роль «тюремщиков»?
– Другие участники «269», – продолжает Ор. – И надо сказать, что это было настоящим испытанием не только для «узников», но и для «тюремщиков», которые должны были все делать натуралистично, при этом не причиняя реального вреда собственным друзьям.
– Были моменты, когда вам хотелось все остановить?
– Мы могли сделать это в любую минуту, если бы захотели, – рассказывает Ор Браха. – Но нам важно было пройти до конца. Надо сказать, что все проходило под наблюдением врача, психиатра и команды волонтеров.
– Изменила ли вас акция?
– Да, теперь мы физически хотя бы отдаленно испытали их боль, – признается Ор. – Это сильная мотивация для дальнейших наших акций и борьбы за права животных. Они ведь ощущают то же, что и мы, несмотря на то, что нам так сложно понять друг друга. Остановить их пытки может каждый из нас прямо в данную секунду. Станьте веганами!
Светлана Зотова