Возможность с комфортом перемещаться и путешествовать дорого стоит, ведь транспорт – один из крупнейших загрязнителей нашей планеты. К счастью, наземный транспорт уже становится экологичнее, но возможны ли такие положительные изменения в отношении самолетов?
В наши дни автомобили и поезда становятся экологичнее и активно переходят на электроэнергию. А вот с самолетами ситуация обстоит иначе: по прогнозам, к 2050 году выбросы от авиаперелетов могут возрасти в 7 раз. С таким уровнем загрязнения планета просто не справится!
Конечно, есть несколько способов сокращения выбросов от авиаперелетов, которые доступны абсолютно всем: компенсировать свой углеродный след другими способами, выбирать наиболее экологичные авиарейсы, летать как можно реже или вовсе отказаться от авиаперелетов. Однако сложно поспорить с тем, что путешествия по воздуху очень удобны и отказаться от них может быть довольно непросто. К счастью, на помощь нам спешат технологии!
Появятся ли эко-самолеты?
Переход самолетов на электроэнергию сопряжен со многими трудностями, и самая большая из них заключается в том, что аккумуляторы для дальних рейсов получились бы настолько тяжелыми, что самолеты просто не смогли бы оторваться от земли. Однако, по статистике, наибольшей популярностью пользуются рейсы на небольшие дистанции – и у таких перелетов есть все шансы стать экологичнее.
Эпоха электронных самолетов уже не за горами! К примеру, в этом направлении активно развивается авиакомпания Harbour Air. Каждый год компания перевозит 500 000 пассажиров и осуществляет 30 000 рейсов при помощи 40 винтовых гидросамолетов. Рейсы Harbour Air перевозят пассажиров через заснеженные горы, невероятные сосновые леса и чистые, нетронутые водоемы – все эти маршруты длятся менее 30 минут, что идеально подходит для электрических двигателей.
Генеральный директор Harbour Air Грег Макдугалл говорит: «Как авиакомпания мы уже достигли углеродной нейтральности, но стремимся к большему. Многие считают это невозможным, но мы намерены перевести все наши самолеты на электродвигатели». Для этой цели авиакомпания заключила партнерское соглашение с MagniX – компанией, которая во всех смыслах произвела революцию в области электрической авиации. Компании планируют запустить первый в мире коммерческий рейс с электрическим двигателем в 2022 году.
Переход самолетов на электроэнергию может быть полезен не только для окружающей среды, но и в финансовом плане. Так, 100 миль полета небольшого самолета, работающего на обычном топливе, стоят 400 долларов США, в то время как то же расстояние на электрическом самолете обходится в 8-12 долларов США – не говоря уже о том, что обслуживание традиционного поршневого двигателя требует более высоких затрат. Еще один плюс в пользу электросамолетов – в них гораздо приятнее летать: никакого громкого шума двигателя, никакой тряски, никакого запаха топлива – просто экологически чистые тишина и покой.
Для таких компаний, как Harbour Air, переход на электрические двигатели не составит большого труда, но с полетами средней дальности все обстоит иначе. Израильский стартап Eviation надеется исправить это с помощью своего нового самолета под названием Alice, который необычен тем, что приводится в движение тремя пропеллерами, обращенными назад, а корпус его спроектирован таким образом, чтобы облегчать подъем. Предполагается, что самолет Alice сможет перевозить девять пассажиров на расстояние до 650 миль на высоте 10000 футов, и его запуск запланирован также на 2022 год.
Сложности на пути развития электроавиации
Несмотря на то, что в индустрии электросамолетов происходят настоящие прорывы, развитию электроавиации по-прежнему мешает ряд технических проблем.
Удельная энергия аккумулятора – всего 250 ватт-часов на килограмм, в то время как жидкое топливо имеет удельную энергию 11 890 ватт-часов на килограмм. Разница очевидна.
Еще одна проблема – существующие авиационные правила. Индустрия авиаперелетов потратила годы на разработку всеобъемлющих, безопасных и крайне строгих правил – но эти правила были разработаны для поршневых двигателей и просто не могут применяться к самолетам с электрическими двигателями.
А что насчет гибридных двигателей?
Переход от бензина к электричеству в автомобильной промышленности был облегчен гибридными двигателями, и многие справедливо полагают, что в воздухе можно было бы последовать той же схеме, чтобы хотя бы сократить количество выбросов от перелетов.
Действительно, на данном этапе гибридные двигатели достойны внимания, и некоторые авиакомпании уже занялись переоснащением своих самолетов. По оценкам, гибридные двигатели могут сократить расходы топлива примерно на 30%.
Безусловно, мы живем в век захватывающих нововведений и невероятного технологического прогресса. Благодаря таким инициативным авиакомпаниям, как Harbour Air и Eviation, в ближайшие несколько лет самолеты с электродвигателями должны стать реальностью. Перелеты на дальние расстояния все еще представляют собой проблему, но гибридные двигатели могут стать хотя бы первой частью решения.
Вероника Кузьмина
Источник: National Geographic