Натюрморт – популярный и древний жанр изобразительного искусства. Блез Паскаль как-то отметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». И это правда: в натюрморте через призму взгляда художника показана тихая жизнь привычных нам предметов. Преимущественно изображаются объекты повседневной жизни, характерные для времени, в котором творит художник. Пища, посуда, цветы, предметы быта гармонично расставляются и в результате кропотливого труда рождается натюрморт, который может служить прекрасным предметом украшения интерьера и источником вдохновения и положительных эмоций для созерцателя.
Сегодня мы приведем несколько произведений выдающихся мастеров прошлого, чьи натюрморты знает едва ли не каждый. Тема – еда. Безусловно, в натюрмортах прошлых веков изображаются в том числе и не вегетарианские элементы – рыба, дичь или части убиенных животных. Однако необходимо признать, что такие натюрморты встречаются значительно реже – возможно, потому, что полотна, написанные в жанре натюрморта, были предназначены прежде всего для украшения гостиных, и посетители этого пространства дома ждали увидеть на стенах что-то гармоничное и умиротворяющее. Натюрморт с яблоками и персиками можно было продать куда успешнее, чем натюрморт с рыбой. Это лишь наше скромное предположение, но оно основывается на очевидном факте: эстетика ненасильсвенных, нейтральных и «вкусных» произведений искусства всегда привлекала публику в большей степени.
Художники, изображая фрукты, орехи, ягоды и овощи, едва ли придерживались идей вегетарианства или фрукторианства – тем не менее, жанр натюрморта занимал для некоторых из них порой главную часть творческой карьеры. Более того, натюрморт – это не просто набор предметов; в нем всегда присутствует скрытый символизм, какая-то идея, понятная каждому зрителю по-своему, в соответствии с его восприятием мира.
В данном материале мы не претендуем на беспристрастность – в качестве примеров натюрмортов рассмотрим несколько работ великих мастеров западной живописи конца ХIX- начала ХХ века, которые показались нам особенно интересными.
Начнем с работы одного из столпов импрессионизма Огюста Ренуара, купавшевогося в лучах славы еще при жизни.
Пьер-Огюст Ренуар. Натюрморт с южными плодами. 1881 год
Манера письма французского мастера – ненавязчиво-мягкая и светлая –прослеживается в большинстве его картин. Нам очень импонирует это исключительно вегетарианское произведение, изображающее большое количество фруктов и овощей.
Говоря как-то о творчестве в живописи, Ренуар сказал: «Какая свобода? Пытаться рассказать о том, что уже сотни раз делали до тебя? Главное – освободится от сюжета, избежать повествовательности, и для этого выбрать что-то знакомое и близкое всем, а еще лучше, когда вообще нет никакого рассказа». На наш взгляд, это очень точно характеризует жанр натюрморта.
Поль Сезанн. Художник с драматичной судьбой, получивший признание публики и экспертного сообщества лишь в пожилом возрасте. Очень долгое время Сезанна не признавали многочисленные поклонники живописи, а коллеги по цеху считали его работы сомнительными и не достойными внимания. В то же время работы современников-импрессионистов – Клода Моне, Ренуара, Дега – успешно продавались. Будучи сыном банкира, Сезанн мог иметь безбедное и обеспеченное будущее – при условии, что посвятит себя продолжению бизнеса своего отца. Но по своему призванию он был настоящим художником, который отдавал себя живописи без остатка даже во времена гонений и полного одиночества. Сезанновские пейзажи, – равнина у горы Святой Виктории, дорога в Понтуазе и многие другие – украшают сейчас мировые музеи, в том числе и Пушкинский музей в Москве. Как и пейзажи, натюрморты для Сезанна были страстью и постоянным предметом его творческих изысканий. Натюрморты Сезанна – эталон этого жанра и источник вдохновения для художников и эстетов по сей день.
«Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов» Сезанна – одно из самых дорогих произведений живописного искусства, проданных когда-либо на мировых аукционах.
Несмотря на простоту исполнения, натюрморты Сезанна математически выверены, гармоничны и завораживают созерцателя. «Я ошеломлю Париж своими яблоками», – сказал как-то Сезанн своему другу.
Поль Сезанн Натюрморт Яблоки и бисквит. 1895 год
Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной фруктов.1880-1890 год
Поль Сезанн. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890
Творчество Винсента Ван Гога очень многогранно. Он тщательно работал над всеми своими произведениями, изучал темы, которые не были затронуты в творчестве других мастеров живописи того времени. В письмах друзьям он с детской непосредственностью описывает прелесть оливковых рощ или плантаций винограда, восхищается трудом обычного трудяги-сеятеля пшеницы. Сцены деревенского быта, пейзажи, портреты и, конечно, натюрморты – основные направления его работ. Кто не знает ирисы Ван Гога? А знаменитые натюрморты с подсолнухами (многие из которых он написал, чтобы порадовать своего друга Поля Гогена) и по сей день можно видеть на открытках, плакатах и популярных для украшения интерьера постерах.
При жизни его работы не продавались; сам художник рассказал в письме другу интересный случай. Некий владелец богатого дома согласился «примерить» одну из картин художника на стену в своей гостиной. Ван Гог был в восторге от того, что толстосум нашел уместным присутствие его картины в интерьере. Художник подарил богачу свое произведение, а тот и не подумал заплатить мастеру даже копейки, посчитав, что и так оказывает художнику большое одолжение.
Изображение фруктов для Ван Гога значило ничуть не меньше, чем работа над окрестными полями, лугами и букетами цветов.
Винсент Ван Гог. Корзинка и шесть апельсинов. 1888 год
Винсент Ван Гог. Натюрморт с яблоками, грушами, лимонами и виноградом. 1887 год
Ниже мы приводим портрет Ван Гога, написанный его другом, выдающимся художником Полем Гогеном, с которым они какое-то время трудились вместе над некоторыми натюрмортами и пейзажами. На полотне изображен Ван Гог и подсолнухи, какими их увидел Гоген, поселившись рядом с другом для совместных творческих эксперементов.
Поль Гоген. Портрет Винсента Ван Гога, рисующего подсолнухи. 1888 год
Натюрморты Поля Гогена не столь многочисленны, но он тоже любил этот жанр живописи. Нередко Гоген выполнял картины в смешенном жанре, сочетая натюрморт с интерьером и даже портретом.
Поль Гоген. Натюрморт с веером. 1889 год
Гоген признавался, что пишет натюрморты тогда, когда чувствует усталость. Интересно, что художник не выстраивал композиции, а, как правило, писал по памяти.
Поль Гоген. Натюрморт с чайником и фруктами. 1896 год
Поль Гоген. Цветы и миска с фруктами. 1894 год
Поль Гоген. Натюрморт с персиками. 1889 год
Анри Матисс – удивительный художник, которого восхвалял С.И. Щукин. Московский меценат и коллекционер украсил свой особняк необычными и не совсем понятными тогда картинами Матисса и предоставил художнику возможность спокойно заниматься творчеством, не заботясь о материальном положении. Благодаря этой поддержке к малоизвестному мастеру пришла настоящая слава. Матисс творил не спеша, очень медитативно, порой весьма осознанно упрощая свои произведения до уровня детского рисунка. Он считал, что уставший от повседневных забот зритель должен погрузиться в гармоничную среду созерцания, уходя вглубь от забот и тревог. В его работах явно прослеживается стремление приблизиться к чистоте ощущений, чувство единения с природой и первобытной простоты бытия.
Анри Матисс. Натюрморт с цветами ананасом и лимоном
Натюрморты Матисса очередной раз доказывает мысль о том, что задача художника, в каком бы жанре или направлении он не работал, – будить в человеке чувство прекрасного, заставлять его чувствовать мир глубже, используя простые, порой даже «детские» приемы изображения.
Анри Матисс. Натюрморт с апельсинами. 1913 год
Натюрморт – один из самых демократичных для восприятия и наиболее любимый для многих жанр живописи. В следующий раз мы постараемся собрать коллекцию «вегетарианских» живописных творений русских классиков.
Благодарим за внимание!