В древнем аюрведическом трактате «Аштанга-хридайе-самхите» (Сутрастхана, гл. 2) кратко перечислены основные принципы поведения, следуя которым человек достигнет долголетия, надолго сохранит здоровье и обретет процветание и успех.
· Вся человеческая деятельность должна быть направлена на счастье всех живых существ. Такое счастье покоится на соблюдении универсального нравственного закона (дхармы). Человек всегда и во всем должен придерживаться дхармы.
· Необходимо служить ближним, праведникам и невинным с любовью и благодеянием, а от злодеев следует удаляться.
· Насилие, воровство, прелюбодеяния, ложь и клевета, сквернословие, сеянье раздора, ссора, зависть и гордыня – эти девять проявлений, разрушающих тело, речь и ум, следует всячески избегаться.
· Тот, кто не имеет понятия о смысле жизни, кто болен и кто сломлен горем, тому надо обязательно оказать помощь.
· Даже с муравьем надо обращаться с заботой и любезностью.
· Бог, корова, брахман, старший по возрасту, врач, царь и гость должны быть почитаемы и удостоены служения.
· Никого не следует презирать, оскорблять или упрекать.
· Следует проявлять заботу даже по отношению к своим врагам, несмотря на их поступки.
· Следует равно относиться к счастью и несчастью.
· Следует стремиться постичь истину, а не искать причину в следствии.
· Человек должен говорить в соответствии с ситуацией, в которой он находится: коротко, лаконично, без брани, без обмана, словами, ласкающими слух.
· Вести беседу надо с приветливой улыбкой.
· Следует быть целомудренным, благотворным и мягким, не искать комфорта и счастья только для себя, а делиться этим с другими.
· Следует относиться ко всем с доверием и никого не подозревать; не следует разглашать доверенную тайну, не стоит обсуждать чьи-либо ошибки и просчеты.
· При общении с человеком следует учитывать его истинную природу и говорить с ним в той манере, которая близка ему, приятна и понятна.
· Не следует потакать органам чувств, но самоограничение должно быть разумным.
· Человек не должен привязываться к деятельности, не ведущей к достижению трех целей жизни: обретению праведности (дхарма), благосостояния (артха) и наслаждения (кама), а должен стремиться познать пути их достижения.
· Во всех видах деятельности необходимо придерживаться золотой середины.
· Человек должен ежедневно принимать душ, одевать свежую, красивую одежду, не роскошную, но и не лохмотья.
· Не следует осквернять святыни в храме и мешать человеку, занятому поклонением Богу.
· Надо избегать находиться ночью под деревом, на перекрестке трех или четырех дорог, поблизости от священного дерева, храма.
· Не следует жить около бойни, леса, притона и кладбища.
· Нежелательно в полдень гулять под солнцем, носить тяжести на голове, долго смотреть на очень мелкие, очень далекие, некрасивые и нечистые предметы.
· Не следует предаваться пьянству.
· Человек должен избегать сильного ветра, солнца, пыли, снегопада, урагана.
· Не следует ссориться с добропорядочным человеком.
· Не следует принимать пищу, заниматься сексом, спать, учиться и т. д. во время восхода и заката.
· Не стоит принимать пищу от врага, от блудницы, от бесчестного торговца.
· Для мудрого весь мир является учителем, и следует подражать тому, кому удалось научиться, осознавая смысл и последствия каждого действия.
· Сострадание ко всем живым существам, отсутствие жадности, контроль тела, речи и ума, забота о других как о самом себе – это признаки добродетельного человека.
· Тот, кто постоянно думает о том, как правильно и праведно провести день и ночь, тот никогда не будет несчастен.
Источник: Неаполитанский С.М. Аюрведа на каждый день. СПб.: Институт метафизики, 2020.
Электронный вариант по ссылке.