Когда люди слышат название «Йога Айенгара», у большинства практикующих возникают ассоциации: «это там, где обкладываешься\используешь вспомогательные материалы», «скучная статичная практика», «отсутствие динамики», «для старых и больных» и многое другое «условно негативное». Но при всем при этом, многие отмечают отличную физиологическую базу отстроек асан, проверенный терапевтический эффект. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся!
Йога Айенгара – это классическая йога, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар создал метод обучения йоге, который, благодаря своим особенностям, снискал огромную популярность во всем мире, начиная примерно с 1970-х годов. Основа метода – асаны и пранаяма. Айенгар структурировал двести асан и четырнадцать видов пранаям.
В основе метода заложены три принципа (и, как видно, здесь ни слова о вспомогательных пропсах):
1. Точность и выравнивание
2. Время
3. Последовательность
Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара. Дело в том, что тело выравнивается не только на физическом уровне. Постепенно изменения начинают происходить и на более тонких и глубоких уровнях: выравнивается и уравновешивается система энергетических каналов и центров, которая оказывает самое непосредственное влияние на психоэмоциональное состояние и сознание. Также в методе дается подробное объяснение порядка вхождения и выхода из асаны.
«Асана – значит поза, которая есть искусство расположения тела как единого целого: физически, ментально и духовно, когда асана выполняется правильно, различия между телом и умом, умом и душой должны исчезнуть. Если посредством правильной практики асан сохраняется здоровье клеток, здоровой становится и физиологическая оболочка, а ум приближается к душе». (Б.К.С. Айенгар, «Дерево Йоги»).
Длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы и даже клетки, эмоциональное состояние и ум.
Еще одной особенностью метода Айенгара является постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, в йоге Айенгара они занимают особое место. Несмотря на то, что эти позы существовали очень давно, до Айенгара им не придавали большого значения, считая чем-то скорее второстепенным. Б.К.С. Айенгар посвятил много внимания углублению и более утонченному выполнению поз стоя, видя в них неисчерпаемый источник укрепления и раскрытия тела, подготовки к более продвинутым этапам практики. Позы стоя можно без преувеличения считать фундаментом метода Айенгара, они включают в себя все элементы других поз – прогибы, наклоны, скручивания. Отсюда и последовательности поз, как при выполнении, так и при обучении. Сначала идут позы стоя (Уттиштха-Стхити), затем Асаны сидя (Упавиштха-Стхити), далее вытяжения вперед (Пасчима Пратана-Стхити, или наклоны), затем боковые вытяжения (Паривритта-Стхити, скручивания), после освоения этих категорий – перевернутые асаны (Випарита-Стхити) и абдоминальные (Удара Акунчана-Стхити), после этого – вытяжения назад (Пурва Пратана Стхити, прогибы). Отдельно можно выделить динамический комплекс «Приветствие Солнца» (Сурья Намаскар) и восстанавливающие позы (Вишранта Карака Асана).
Хочу отметить, что в классических классах, например в Пуне почти всегда присутствует динамика. Это может быть как переход из одной позы в другую – полноценные или модифицированные Виньясы, так и Вьяямы для проработки всех суставов тела. Насколько часто она присутствует у нас в России – это вопрос к конкретному преподавателю. Часто новички попадают первый раз на урок, в котором по 15-20 минут разбирают нюансы одной позы, например Уттхита Триконасаны. Это скучно для ума новобранца, он хочет больше почувствовать свое тело, поэтому и переходит в другие стили йоги, распространяя «клеймо» того, что йога Айенгара очень скучная. По своему опыту я хочу сказать, что динамика бывает часто и порой непростая.
Следует также разъяснить еще одну сторону «неинтересной» йоги – часто для того, чтобы выполнить какую-то сложную позу ближе к концу урока, большая часть времени уходит на проработку простых поз, из которых складывается сложная. Перефразировав Отто Фон Бисмарка, можно сказать: «В йоге Айенгара долго запрягают, но быстро едут». Проработав и подготовив тело, сложная асана получается сама собой, и плюс сводиться к минимуму возможность получить травму.
В йоге Айенгара существует разделение на классы: «Ознакомительный», «Начальный 1», «Начальный 2», «Основной», «Интенсивный». Есть отдельные классы: «Здоровая спина», «Йога Курунта» и «Женский класс». В данном методе есть целая отдельная программа исключительно для женщин. Ввиду того, что женский организм обладает некоторыми физиологическими особенностями, эмоциональная сфера женщин более чувствительная, чем у мужчин, в основе программы – особый комплекс упражнений. Женщина с их помощью научится прислушиваться к своим внутренним ощущениям и желаниям. Кроме того, она сможет как можно дольше сохранять молодость тела и кожи. Также отдельно занимаются беременные женщины.
Теперь давайте проясним ситуацию вокруг камня преткновения – вспомогательных материалов. Дело в том, что условно всех практиков можно разделить на две части – те, кто не любит и не использует пропсы по разным причинам, и те, кто, почти все позы делает с пропсами. Почему так?
Использование пропсов в обучении йоге является уникальным в традиции йоги Айенгара. Ученики института им. Рамамани нередко применяют их на практике. Многие другие стили йоги полагают, что пропсы вырабатывают привычку и делают учеников зависимыми от пропсов и не позволяют им изучать асаны самостоятельно. Была ли инициатива Айенгара принудительно использовать вспомогательные материал? В ответ приведу малоизвестную цитату из выступления Б.К.С. Айенгара на Гуру-Пурнима 14 июля 1992 года: «Здесь я хотел бы сказать несколько слов о «подпорках». Вы все используете их, выполняя асаны. Но разумно ли вы их используете? Помните, что йога – это огонь. Подпорки предназначены для того, чтобы зажечь этот огонь: если вы не зажгли огонь разума, какая польза от этих подпорок? Я ввел эти подпорки, чтобы помочь пожилым людям, больным и инвалидам. Но сейчас здоровые и физически крепкие ученики начинают их использовать, как будто они инвалиды. Использование подпорок не должно войти в привычку. Пробуйте выполнять асаны без них по возможности. Пусть истинными подпорками вам будут вера, энергичность, крепкая память, острый разум и способность к погружению. Это истинные подпорки».
На основании этого, а также по личному опыту обучения у старших иностранных и российских учителей, можно сделать вывод: изначально преподаватель учит выстраивать позу, используя только свое тело, и при необходимости, брать пропс. Но если в классах постоянно каждая поза выполняется с подпоркой – тут вопрос к конкретному учителю.
История появления пропсов интересна и заслуживает отдельного внимания (не в рамках данной статьи). Но дело в том, что Айенгар не первый, кто стал в практике асан применять что-то еще, кроме своего тела. Например, фреска северных ворот буддийской ступы III века до нашей эры в деревне Санчи, штат Мадхья-Прадеш, Индия, содержит рисунок, на котором йогин сидит в Свастикасане, а его колени обвивает веревка, так называемая «Йога-Патта». Кришнамачарья использовал стены, канаты и лавки. Но настоящий прорыв совершил в этом направлении Б.К.С. Айенгар в ХХ веке. И благодаря этому вспомогательные материалы обрели конкретные цели и задачи в практике:
1. Поддержка
2. Обучение
3. Направление
4. Активизация действия
5. Расслабление и снятие стресса
Выполняя функцию опоры, пропсы могут поддерживать все тело в асане или какие-то отельные части тела во время расслабления. Часто позы, которые рассматриваются как наиболее полезные в конкретных условиях, не могут быть выполнены учеником из-за физиологических особенностей или, например, отсутствия растяжки. Пропсы могут сделать самые продвинутые позы доступными для освоения людям, которые имеют какие-либо травмы или недуги.
В качестве поддержки, пропсы также могут помочь ученику преодолеть страх (падения, потери баланса и т.д.). Страх действительно может стать препятствием в практике. Защитный ответ на страх может приводить к задержке дыхания, зажатию мышц и органов, которые требуют расширения и расслабления.
Пропсы помогают понять структуру выравнивания в асанах. Многие структурные или систематические проблемы вызваны или усугубляются дисбалансом в формировании привычек тела, которые сохраняются при неправильном исполнении асаны. Пропсы помогают сформировать своеобразную огранку для тела, так что ученик сможет почувствовать асимметрию своего тела, наблюдая за отсутствием контакта между телом и пропсом, время от времени. В своей образовательной функции, пропсы выполняют роль учителя, чтобы помочь ученику познавать свое собственное выравнивание, обнаружить источник проблем.
Пропсы также имеют направляющее действие, чтобы выделить специфические аспекты для положения спины и правильного дыхания. Например, ученик может быть очень жестким и неподвижным в области шейного и грудного отдела и не может самостоятельно производить необходимые действия в асанах, которые создадут движение в шее. Однако с помощью веревок, повязанных поверх трапециевидных мышц и просунутых под ними, можно устранить болевой синдром и помочь ученику почувствовать то движение, которое он не в состоянии выполнить самостоятельно.
Пропсы используются для усиления терапевтического воздействия асаны путем создания комфортных условий для длительного пребывания в позе. Пропсами «пеленают» тело, для того чтобы оно расслабилось, в то время как работа с целенаправленной областью идет более интенсивно и точечно.
Вспомогательные материалы доказали свою ценность для поднятия иммунитета. Перевернутые позы – это важнейший инструмент, который используют для того, чтобы помочь иммунной системе, и пропсы могут дать возможность ученикам держать это положение достаточное количество времени, чтобы достичь максимальных результатов.
Подводя итоги, хочется заверить, что йога Айенгара – это универсальная йога для каждого – интересная, нескучная, вдумчивая. Возможно, многим, кому она изначально показалась медлительной или статичной, следует посетить другого преподавателя. Б. К. С. Айенгар посвятил всю свою жизнь тому, чтобы оздоровительный эффект йоги смог прочувствовать на себе каждый человек земного шара.
Павел Карпухин, сертифицированный преподаватель йоги Айенгара и йоги Нидра, автор книги-исследования «О традициях и корнях современной йоги (традиция Кришнамачарья)».
Instagram: @rocko_1988
FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100006433616132