В переводе с арабского «ислам» означает «покорность Богу», следование его законам (шариату), которые позволяют человеку достичь высших ступеней духовного совершенства и единства со Всевышним. В раннем исламе не существовало разделений на те или иные течения и группы — в зависимости от уровня своего сознания каждый брал из знаний, переданных Пророком Мухаммадом (сас) то, что был в состоянии принять, ислам изучался в школе Пророка без разделения на какие-либо отдельные науки.
Исламские знания включают в себя две основные части. Первая регламентирует внешние действия человека таким образом, чтобы вся его деятельность способствовала духовному развитию и защищала от ошибок. Эти знания включают в себя правила, как молится, поститься, питаться, вести семейную жизнь, зарабатывать деньги и выплачивать милостыню, общаться, вести войну, оставлять наследство, а также основные вопросы относительно веры — Боге, пророках, единобожии и Коране.
Вторая часть знаний касается внутренних действий души и сердца — стадиях духовного развития человека, его состояниях и способах очищения ума. Внутреннее совершенствование порождает чистоту и сияние сердца, открывая истины материального и духовного плана.
Без внешних действий невозможно достичь внутреннего очищения, а без внутренних изменений внешние обряды теряют свой смысл. С распространением ислама эти два взаимопроникающих знания стали разделяться на шариат и тарикат (суфизм), прежде всего, вследствие того, что последователи последнего часто становились приверженцами слишком аскетичного образа жизни, непонятного мирянам. Благодаря этому они добивались высших ступеней духовного развития (хакикат), постигая с помощью откровений истинное духовное знание о природе вещей и божественных атрибутах и действиях.
По своей сути, суфизм является более глубокой стадией погружения в ислам. Если посмотреть на образ жизни первых мусульман, приближенных к Пророку, то становится понятным, что при их уровне духовного сознания они использовали ритуалы и предписания лишь как инструмент для внутреннего развития. Тщательно избегая запретного в еде, они не уделяли много внимания важности этого вопроса, так как большую часть времени постились либо обходились минимальным — например, несколькими финиками в день. В точности соблюдая молитвенные правила, они были способны настолько глубоко погрузиться в молитвенное состояние, что даже самые сильные воины могли плакать во время чтения Корана, потому как делали это не языком или умом, а сердцем. Они выплачивали обязательные, вполне скромные налоги для поддержки бедных, но большинство из них отдавали почти всё свое имущество соседям, родственникам, беднякам и на развитие исламского государства.
До определённого момента все суфийские ордена представляли собой закрытые сообщества сподвижников, позволяющие, с одной стороны, в большей степени предаться отречению от мирского, а с другой — избегать репрессий от нетерпимых последователей внешней обрядовости ислама, не способных постичь более глубокие истины этой религии. Вступить в орден могли только очень аскетичные искатели истины, для которых соблюдение норм шариата даже не обсуждалось — считалось, что человек уже смог преодолеть в себе базовые привязанности тела и ума. Например, если после пяти дней поста он начинал испытывать муки голода, то считался неготовым к следованию по пути суфия.
Если для принятия ислама на уровне шариата достаточно иметь искреннее намерение в сердце и произнести шахаду — свидетельство своей веры в единого Бога и его Пророка — и начать следовать базовым предписаниям ислама в виде поста, ежедневной пятикратной молитвы, выплате милостыни и совершению паломничества при наличии такой возможности, то для вступления в тарикат необходима инициация и принятие духовного учителя. В наше время, как правило, для этого не существует серьезных препятствий, и суфиями называют не тех, кто достиг высшей реализации, как это было ранее, а последователей суфийских тарикатов — в общем-то, обычных людей со своими достоинствами и недостатками, вставших на духовный путь.
На этапе становления ислам распространялся как путем знания, когда, например, даже ярые противники Пророка приходили убить его, но, услышав золотое слово Корана, обращались в эту религию и становились одними из самых преданных сподвижников Мухаммада; так и во время военных завоеваний — побежденных не убивали, как это делали многие завоеватели, а брали с них подать, при этом им всегда оставляли право сохранить собственную веру.
На Запад ислам пришёл исключительно мирным путем — путём знания, и таким образом он завоевал сердца гораздо большего количества последователей. Только за последние сто лет количество мусульман выросло с 12 до 22% населения планеты.
Суфийские шейхи, являясь носителями надрелигиозного знания, религии любви, зачастую становились источником вдохновения для тех, кто устал от догматических насаждений местного духовенства — особенно близки идеи суфизма стали тем, кто способен видеть единство Бога в разных формах и понимать суть духовного учения внутри внешних обрядов.
Одних привлекают суфийские кружения ордена мевлеви, других — духовная музыка Хазрат Инайят Хана и каввали тариката чишти, третьих — поэзия Руми и Омар Хайяма, четвёртых — «Мекканские откровения» Ибн Араби, пятых — мощные и тонкие суфийские молитвы — зикры, и, конечно же, Священный Коран. Не так важно, какова точка входа в эту духовную традицию, главное, что люди обретают свой духовный путь и истинное счастье.
Основными суфийскими тарикатами являются накшбанди, кадири, мевлеви, кубравия, ниматуллахи, рифаийя, сухраварди, тиджани, чишти, шазили, ясави, бадави.
Шариат и тарикат — это две неотделимые и взаимопроникающие части ислама. Если сторонники внешних форм поклонения без понимания их сути, воспитания в своем сердце уважения, любви и терпения к другим людям могут страдать фанатизмом и агрессией, то приверженцы суфийской позиции могут наслаждаться высокими идеями суфийских учителей, но не развивать в себе их качества с помощью предписанных исламом действий — молитв, поста, зикра, закята, паломничества. Ранее шейхи не принимали в тарикат учеников, не способных выполнять базовые практики ислама, так как они являются фундаментом для более глубоких суфийских техник и знаний. Ученику следует обладать хорошей дисциплиной, чтобы регулярно выполнять зикры и другие молитвы, которые ему передает учитель, иначе он не только не сможет развиваться на духовном пути, но и, не следуя необходимым указаниям своего шейха, возлагает на него бремя за невыполненные обязательства и греховные поступки.
«Внешний аспект Истины без внутреннего — лицемерие, а внутренний без внешнего — вероотступничество». Худжвири
«Не поддавайтесь обману, когда вы видите, что некто, обладая сверхъестественным мастерством, летает. Оцените его с позиции шариата: придерживается ли он их». Баязид Бистами
«Духовный уровень того, кто придерживается норм шариата и не совершает грехов, растёт в зависимости от его приверженности шариату». Хазрат Хаджа Муинуддин Чишти
«Каждый, кто приобрел богатство постижения любви Аллаха, приобрел его благодаря следованию сунне» (высказываниям и действиям Пророка Мухаммада, сас). Хазрат Хаким аль-Уммат
Если на начальном этапе духовного пути приходится себя заставлять вовремя молиться, пост приносит определенные неудобства или страдания, то постепенно без молитвы становится невозможно жить, так как она приносит наслаждение, «прохладу» сердцу, а месяц поста ждёшь с большим нетерпением — «наконец-то можно не есть». Это и есть путь любви, когда всё лишнее постепенно само отпадает, а всё нужное больше и больше проникает в жизнь и становится её главной и неотъемлемой частью.