«Жертва» – это психологический термин, которым психологи пользуются для определения состояния эго человека, а непсихологи – для вынесения «приговора» себе и другим.
В результате мы знаем, что жертва – это про слабость духа, она сама выбирает и любит страдать, потому что у неё есть вторичные выгоды. Жертва хочет, чтобы её жалели, спасали и жить за чужой счёт, потому что так удобно.
На написание этой статьи меня вдохновил личный опыт и мои клиенты. К сожалению, я стала всё чаще сталкиваться с последствиями обвинения жертвы в её состоянии и решениях, которые она принимает в нём. И мне захотелось подсветить эту тему и показать, почему такой подход в долгую не работает.
Как следствие, у человека вырабатывается комплекс, замешанный на чувстве стыда за своё состояние, и вины за неспособность быстро из него выйти.
Вы выгорели на работе и вам нужен отдых? Вы в жертве!
Вас измотали конфликты в отношениях? Вы пережили развод или потерю близкого? Вы в жертве!
Вы в депрессии? Вы в жертве!
Вы пошли в терапию и проживаете негативные эпизоды? Вы в жертве!
Вместо здорового принятия, проживания и исцеления происходит отвержение и вытеснение любого условно «слабого» или подавленного состояния.
1. Человек не даёт себе прожить эмоции, а это заняло бы намного меньше времени и ресурсов, чем подавление и борьба.
2. И не идёт распаковывать: «жертва» – плохо, какая разница, почему и что там. А любое состояние содержит в себе важное для вашего развития психологическое послание.
3. Человек отвергает собственное тело.
Наша психика - телесна. Большая часть психопроцессов живёт в теле. Наши чувства и наше бессознательное – телесны. А у тела есть свои нюансы и ограничения. Например, ему нужно время. Время на отдых (сон), на восстановление (например, после выгорания или стресса), на адаптацию (к переменам и т.д.). На настоящую трансформацию на уровне бессознательного требуется время. А для того чтобы процесс шёл и не застаивался, хорошо прибегнуть к помощи терапевта или проводника.
Второй важный нюанс в работе с «жертвой» – это любовь. Действительно, для того чтобы трансформировать жертву, вам нужно ее принять. Чтобы принять – полюбить. Если вы отвергаете, ни о каком принятии речи не идёт, значит и трансформация не случится.
Как полюбить жертву? Очень просто. Жертва – не враг, и бороться с ней не нужно. Жертва – это маленький напуганный раненый ребёнок. Это вы, и вы себе нужны.
Меня зовут Дана Матанга, я гештальт-процессинг терапевт и аналитик дизайна человека с клиническим образованием. Я предлагаю вам познакомиться с различными своими чувствами и состояниями и использовать это для собственного роста. В этой статье я расписала 4 мифа о «жертве», которые стоит знать из любви к себе и друг другу. Распространите эту информацию, чтобы больше людей исцелялось и жило в гармонии (а не наоборот!)
Миф 1: Жертва – жалкая, несчастная, с грустным лицом, услужливая и ее нужно спасать.
Реальность: треугольник Карпмана. На самом же деле сознание жертвы выступает в трёх ролях:
● жертва-агрессор-спасатель
В основе состояния – подавление из страха. В результате такого подавления любой импульс, любая энергия, даже такая позитивная как любовь, превращается в гнев, который разворачивается либо против мира (реактивная природа жертвы), либо против самого себя (репрессивная природа, саморазрушение). Поэтому часто человек в сознании жертвы ведёт себя внешне уверенно, активно, позитивно, агрессивно, доминантно.
Миф 2: Жертва выбирает вторничные выгоды и хочет, чтобы ее жалели.
Реальность: Психология бессознательного. Паттерны разыгрывания жертвы лежат в бессознательной части психики.
Это наработанные в течение жизни психические паттерны чувствования и поведения, определяющими в которых выступают нарушения – триггеры и пережитые травмы. В гештальт терапии такие паттерны называются гештальтами.
Другими словами, негативный опыт, полученный в раннем прошлом, встраивается в личность как норма восприятия, на которую человек и опирается. Проще говоря, изначально сознание жертвы не очевидно, человек не выбирает его осознанно и чаще всего не знает, как из него выйти. «Жертва» действительно нуждается в понимании, принятии и поддержке. Такая безопасная среда важна для исцеления.
Но понимание, поддержку и принятие мы должны в первую очередь давать себе сами. Это потребности того раненого ребёнка, который и проявляется как «жертва».
Выход из психологического обуславливания требует сопровождения терапевта, такой процесс должен быть безопасным и бережным.
Миф 3: «Расклеился – впал в жертву».
Реальность: Токсичный позитив и гиперпродуктивность представляют реальную опасность для нервной системы и для способности человека адаптироваться к реальной жизни.
В жизни всегда присутствует динамика: вкл/выкл.
Подъем – спад, активность – пассивность, энергичность – усталость и т.д.
Естественной реакцией нервной системы на активность будет отдых, стресс – сонливость, на выгорание – апатия или лень и т.д.
Миф 4: Жертва – это плохо, слабо и убого. Её нужно гнать пинками.
Реальность: Жертва – это раненый ребёнок. Ему нужна любовь и принятие.
Чем быстрее мы принимаем жертву с любовью и пониманием (ребёнка, себя маленького), тем быстрее из неё выходим.
Идея «жертва = слабость» идёт из реактивной фазы той же самой жертвы – агрессора.
Как вариант, такое убеждение – следствие воспитания в травмирующей агрессивной абьюзивной среде, где нельзя было «быть слабаком», расслабляться, наоборот, чтобы выжить нужно было научиться силе, контролю и защитам.
В своём телеграмм-канале @bansurite я делюсь информацией и практиками, которые помогают обнаружить и проработать свои бессознательные программы.
А в продолжение этой статьи я предлагаю вам познакомиться со своими «жертвами» (а не придумывать и не слушать кого-то). Для этого подписывайтесь на тг-канал @bansurite и следите за публикациями: я расскажу и покажу, где посмотреть свои.
Увидимся!