Давним моим желанием было изучить связь голоса и психического состояния, проследить, как наш голос влияет на здоровье, как мы можем им управлять, почему некоторые люди свободно поют, а кто-то и звука не может выдавить из себя. Замечали когда-нибудь, как после напряжённого дня связки хрипнут, а после стресса хочется выйти в поле и во весь голос попеть? Мурлыкаете себе под нос, когда дома или в машине? А когда идёте где-нибудь пешком в путешествии, напеваете что-то? Ведь всегда внутри есть какая-то мелодия – неважно, умеете вы петь или нет. Когда расслабляемся – наш голос звучит мягче, по-грудному, а в напряжении, наоборот, натянут, как струна. Наверное, если обратить внимание на то, сколько раз мы мычим, охаем, вздыхаем, улюлюкаем и как-то ещё звучим, за весь день можно составить целую персональную симфонию из звуков. Так вот, чем больше человек позволяет себя проявляться вокально, тем здоровее его психика и организм в целом.
Все лишние напряжения выходят через голос – и это заложено в нас природой. Одно из проявлений – это смех. Все эти звуковые вибрации проходят через наше тело, а звук – это волна, он тоже материален, как говорит одна из моих педагогов по вокалу. Звук всегда зависит от мысли. Если ты боишься ноты – ты не можешь её взять.
Оказывается, страх звучать публично заложен в нас тоже в древности. Потому что оратору, который не мог овладеть толпой, зачастую отрубали голову или забивали камнями. Страх смерти и страх выступления с тех пор в нас сидит так же глубоко, как и само проявление природного голоса. Отслеживая связь голоса и психики, я наткнулась на увлекательные занятия по голосовым практикам Елены Педан.
Как пришла идея развития человека через голос?
Я училась в институте на психолога, до этого я очень много переработала книг по эзотерике, проходила разные тренинги психологические . И в какой-то момент я решила – а ну её психологию и эзотерику, на них денег не заработаешь! Надо придумать что-то более реальное. Я устроилась на работу в туризм. И принимаю решение, что для меня деньги – это важно, и я выберу ту деятельность, которая будет мне приносить хорошие деньги. Меня ломало после этого решения недели две, после чего я попала в аварию прямо напротив работы. Меня сбивает машина на пешеходном переходе. Ни парень, который проезжал по дороге, меня не видел, ни я, когда переходила дорогу, его не видела. Мы увидели друг друга только в момент столкновения. И в момент, когда я очнулась после удара, я стала задавать себе вопросы. У меня было удивление, хотя не было шока. Было вполне осознанное понимание – а как я умудрилась это себе организовать? Как я сама себе организовала эту аварию и зачем? Почему я не увидела тех сигналов, которые были до неё? В этот момент вбегает мой перепуганный муж и говорит мне фразу – ответ на мой вопрос: «Зачем так? Лучше б ты сразу уволилась и занималась тем, что ты хочешь». В этот момент я поняла, что я неверно выбираю дорогу, и деньги – это не самое важное и не самое нужное в жизни. После этого был месяц, когда я лежала в постели, и у меня было время переосознать всё. И я подумала: «Хорошо, тренинги так тренинги. Психология так психология. Не судьба мне деньги зарабатывать, значит, буду реализовываться здесь, раз всё так жёстко». После того, как я принимаю это решение, на мне всё заживает, как на собаке, врачи в шоке, потому что выздоравливаю очень быстро. Через полтора месяца я восстанавливаюсь целиком и попадаю в тренинговую компанию. Там я задумываюсь, что я вообще умею делать хорошо. И самое первое, что мне пришло в ответ – это то, что я умела делать с самого детства – петь. Я с детства выступала на сценах, петь я любила и умела. И это была самая большая тема, которая мне нравилась. После этого я начала думать, как я могу проявиться в тренинговой работе? Что я могу дать людям. И я сделала знаменитую Ошовскую практику «Звучание чакр», но я немножечко её изменила. Я собрала тренеров и психологов, занимающихся этой практикой, тех мастеров, которые уже работали с клиентами, которые могли мне адекватно дать обратную связь. Я получила конструктивную критику и поддержку от своих коллег, и они мне сказали: «Да, это круто, это почему-то не похоже на других». Среди них были люди, которые ведут «Звучание Чакр» в рамках тренинга, им показалась эта практика особенной. Потом я начала задавать вопросы – что я такого неординарного делаю, что я могу привнести в звук и в голос, чтобы этим делиться с клиентами. Я начала искать. Я поняла, что простого пения, простых навыков и знания эзотерики мало. Я начала искать обертонное пение. Мне хотелось научиться чему-то большему в плане звука. Тогда я попала первый раз на тренинг обертонного пения. Основатели международной звукотерапии испанцы Нестор и Мишель давали мастер-класс в Москве, и я попала к ним. После того, как я пришла на их тренинг, и увидела, что через полчаса основной практики, которую мы начали делать в группе, запели обертоном все. Я вышла оттуда окрылённая, с полным пониманием того, что я хочу заниматься звукотерапией и изучать, как это работает.
Итак, в основе моей работы лежит исследовательская деятельность. Я не привыкла брать чужие знания людей и копировать их. Я всегда брала любое направление и выбирала оттуда только то, что работает. И таким образом я выстраивала ту систему, в которой я работаю сейчас. Сказать направление, в котором я точно работаю, сложно. Потому что те психологи, которые приходят ко мне, говорят, что ты работаешь в «процессуалке». Приходят «драматисты» и говорят: «Ты занимаешься психодрамой». Приходят ребята с эриксоновским гипнозом и говорят: «Есть элементы эриксоновского гипноза». Есть элементы того, есть элементы другого. И те люди, которые приходят из других направлений, в том, что делаю я, видят что-то своё. Я брала какую-то основу, всё это я делала на себе, на своих коллегах, и после этого я выносила на группу и смотрела, как это влияет на людей. Фактически всё, что я могу рассказать об эффектах тех занятий, которые я веду, это всё основано не на учебниках, а только на обратной связи клиентов. Собирая этот материал три с лишним года, я могу сказать, как это работает и почему это работает. Всё только на практике. Иначе никак.
С какими запросами чаще всего приходят люди?
Если говорить про мой начальный этап работы, то люди, в основном, приходили с таким запросом: «Мне не нравится мой голос, сделайте что-нибудь с ним». И фактически запрос был такой: «Мой голос сейчас звучит так – что мне сделать, чтобы он звучал по-другому? Более громко, более глубоко, более красочно». Очень быстро эти запросы начали принимать другой характер. Участники во время первой же практики понимают, что это не совсем тот запрос, с которым они пришли. Если говорить про основной костяк, который ко мне ходит, это те люди, которых интересует личностный рост, им важно понять, кто они внутри, они хотят научиться проявляться такими, какие они есть на самом деле, убрав маски и блоки и звучать в глобальном смысле, как есть. Не просто голосом, а с точки зрения своей реализации. Как можно принимать своё тело, какое оно есть, или менять его, как можно снимать блоки. Все запросы связаны с поиском себя и поиском ответов про себя.
Какие у этих людей изменения в голосе и в жизни в целом?
У нас здесь есть преподаватель оперного пения, взрослая серьёзная женщина с отличной вокальной подготовкой. Три мои девочки попали к ней на прослушивание. И она была в восторге от их голосов, от глубины, от природных низов. Те, кто ходит, обретают эти низы, основу. Это не про бас, это про глубину и расширение диапазона. Звуковая основа, так её назовём, отражает то, как себя человек чувствует. Если человек в контакте с реальностью, с этим миром, со своими корнями, то у него опора в голосе есть. Мы работаем с «заземлением», с телом, и это позволяет решить две задачи: получить основу в голосе, что даёт такой же эффект в реальности. Люди начинают чувствовать почву под ногами, они начинают понимать реальность, начинают чувствовать, куда им идти, куда не идти. Ещё они начинают быть более проявленными, свободно импровизировать. Если человек тоскует – то он поёт определенную песню. Если весел, то песня его тоже становится весёлая. Чем легче человек звучит, импровизирует и проявляется в голосе так, как ему чувствуется, тем больше это отражает то, насколько он в контакте со своими чувствами и насколько позволяет себе проявляться в каждый момент таким, какой он есть. И это тоже две задачи – с одной стороны, это лёгкая импровизация и пение, удовольствие от собственного звучания, с другой – взаимодействие с миром, с проявлением себя. И фактически любой запрос отражается на теле, на восприятии мира, на энергетическом состоянии. То есть через голос мы можем очищаться энергетически, физически и эмоционально. И мы можем также наполняться через голос. Всегда запрос проявлен в голосе.

А мужчины ходят на такие практики?
Мужчины ходят редко. Но у меня был чудесный опыт этой зимой. На 23 февраля мой коллега проводил мероприятие только для мужчин, женщин не было. Я была единственным тренером, который вёл голосовые практики, и поэтому меня пригласили. Я заметила, что у мужчин гораздо меньше сложностей с этим. Они гораздо легче звучат, у них нет излишней критики к своему голосу. Они его принимают. Ровным счётом как и тело – им проще принимать голос, чем женщинам. Я поняла, что работая с мужчинами, выстраивается другое поле, другое пространство. Им не нужно разжёвывать, объяснять, создавать безопасное пространство. Девочки, которые приходят первый раз, смущаются, что группа уже сформирована, что они не поют, не занимаются вокалом, поэтому приходится какое-то количество времени уделять на разговоры, чтобы успокоить участниц, особенно новеньких, чтобы они шли в практику спокойными, без страхов и напряжений. Стала делать то же самое с мужчинами и поняла, что им это совершенно не нужно. У них нет этого блока и напряжения. У мужчин всё проще. Я дала инструкцию – они начали делать. Не нужны дополнительные упражнения для раскрытия и расслабления связок. У них всё с этим хорошо. Они садятся и просто начинают звучать. Удовольствия от процесса они получают даже больше, чем женщины. Потому что женщины более внимательны к мелочам. У мужчин всё проще: сели, позвучали, почувствовали, как у них дребезжат ноги, как у них дребезжит копчик. Не зря говорят, что мужчины в любом возрасте остаются детьми. Они услышат звук и начинают имитировать его, повторять. Им гораздо проще импровизировать.
Ваши занятия включают элементы постановки профессионального вокала?
Нет. Они не включают элементы постановки вокала. Они построены на других вещах – убрать то, что мешает звучать человеку природным голосом. В природе внутри у нас всё простроено, у нас всё поставлено. У нас есть внутренняя очень чёткая интервальная линейка. Любой человек услышит, когда есть фальшь и когда поют мимо нот. Это про внутреннюю физиологическую гармонику. То, что заложено в природе, всегда мелодично и красиво. Профессиональные вокалисты ко мне не приходят. У них есть дополнительные рамки и ограничения, они знают, как должно звучать правильно. Когда я их прошу прозвучать не академически, а обычно, они не могут. Когда я прошу сымпровизировать мелодию, которая есть внутри, для них это сложно. Им гораздо проще петь по нотам партию, чем импровизировать. То, что касается джазового вокала, то да, там всё построено на импровизации и свободном голосе. Но те, кто учится академическому вокалу, для них это невыносимо. Им очень сложно эти рамки раздвинуть. Расслабить голос на моих занятиях будет гораздо проще тем людям, которые вообще не имеют никакой подготовки, гораздо сложнее переучивать тех, кто уже занимается пением. «Нулевым» гораздо проще входить в процесс.
Какая ваша основная миссия по раскрытию голоса? Что вы передаёте людям через эту практику?
Основная задача моя – это соединить людей с самими с собой. То есть помочь им убрать всё, что они навешали ненужного на себя за годы жизни – все шаблоны поведения, реакции, ложные мировоззренческие вещи. Моя задача – максимально соединить человека с собой и научить работать с самим собой, с теми ими, которые изначально пришли в этот мир для реализации. Многие люди боятся себя, боятся глубины, боятся заглянуть, что у них внутри. Они боятся даже своих чувств, не говоря уже о том, что там океан потенциала, энергии, трансформации. Моя задача научить их работать с самим с собой. Не просто ходить по психологам, по тренерам и мастерам. А соединить их с телом настолько, чтобы они могли сами задавать себе вопросы и получать на них ответы. Большинство моих клиенток, которые ходят ко мне уже достаточно долго, приходят ко мне не еженедельно, а только с теми темами, с которыми они не в состоянии справиться самостоятельно. Мне кажется это естественным и правильным, что каждый человек про себя знает всё. Ни один мастер, ни один психолог не сможет верно интерпретировать и сказать, что не так. Каждый психолог, каждый мастер, тренер и даже экстрасенс, который видит и считывает информацию с человека, всё равно интерпретирует человека через свою призму. Так уж мы устроены. Мы – люди. Поэтому моя задача – максимально приблизить к себе, чтобы участники смогли чувствовать себя, чтобы могли знать, если они заболели, например, с чем это связано. Могли бы максимально поддерживать себя в здравии и позитивном настроении, насколько это возможно, особенно в Москве.
Какая есть мечта, связанная с голосом?
У меня внутри есть некоторое понимание человека, и я воспринимаю каждого человека как вибрацию, для меня каждый человек – это оркестр, каждый орган имеет свою вибрацию, каждое чувство имеет свою вибрацию. Физическое тело имеет свою вибрацию. И то, что мы воспринимаем интуитивно другого человека, фактически это та композиция, которую человек вещает в мир. И у меня есть ощущение, такая гипотеза, что у каждого человека есть свой тон и свой звук. И он не связан с нотой. Он связан с той тонкой сутью, которая является вибрацией души, вибрацией Высшего Я. И в рамках тренинга у меня иногда получается заметить её, и даже заметить, насколько человек отошёл от неё. Фактически, отдалённость от себя настоящего в моём звуковом восприятии влияет на то, насколько он отошёл от своего пути. Чем дальше человек отходит от своей реализации, от своей сути, тем больше происходит помех между вибрацией и его звучанием. Когда мы по телефону разговариваем с человеком, у нас автоматически выстраивается впечатление о нём – по голосу. Бывает такое, что когда мы видим в реальности человека, и у нас не состыкуется картинка. Огромный респектабельный дядька вдруг начинает говорить очень писклявым зажатым голосом. И это очень сильный диссонанс. По этому можно судить, насколько он заблокировал свой звук и насколько далёк от себя. Соответственно, идея такая – вернуть человека в свою вибрацию. Настроить звучание человеческого голоса таким образом, какой у него есть от природы, а этот потенциал просто огромен, с точки зрения громкости, тембра, диапазона, красок и всего того, что этим голосом он может делать. А может он влиять на своё тело, издавать красивые звуки. При этом это проявлено в реальности – человек будет на своём месте, выполнять именно ту миссию, ради которой он пришёл в этот мир, и будет при этом счастлив от этой реализации. Идеально счастливый уникальный человек со своей вибрацией – так я вижу результат своей работы.
Беседовала Майя Тёплая