Может ли супермаркет действительно заботиться не только о продажах и прибылях, но и об удовлетворенности всех потребностей своих покупаетелей и поставщиков? Писатель Джей Рейнер уверен, что да. Сеть семейных супермаркетов Booths, о которой почти никто не знает за пределами севера родной Британии, хороший тому пример.
В Британии сложилась одна из самых сложных и запутанных индустрий питания в мире. С одной стороны, британские сети известны своей приверженностью соревновательности и постоянными скидками. Они контролируют почти 80% всего рынка, что, опять же, хорошо для покупателей. Но, с другой стороны, куда все это ведет фермеров-поставщиков? У них практически нет выбора - остается только поставлять продукты тем, кто их способен покупать. Супермаркетам.
Слоганы магазинов всегда ярки и привлекательны - "цены от производителя" обещают они. Но эти цены порой покрывают только стоимость самого производства, а иногда не дотягивают и до этого уровня. Соглашения, которые заключаются между фермерами и супермаркетами, все риски возлагают на последних. Это, в свою очередь, приводит к тому, что количество фермеров за последние десятилетия сократилось, вынудив магазины ориентироваться на экспорт даже тогда, когда продукт легко можно было бы вырастить дома.
Но Booths утверждает, что можно работать совершенно иначе и быть при этом коммерчески выгодным. Они открывают все новые отделы, ведут экспансию в родном северо-западном регионе, а недавно открылись в Манчестере. При этом Booths постоянно выделяют деньги на поддержку местных производителей.
Почему же фермеры так любят Booths? Действительно ли хорошо они им платят? Вот что говорит один из поставщиков, Гарри Уилсон: "Я не думаю, что покупатели знают насколько это тяжело - быть фермером. А все из-за постоянного ценового давления. Но в Booths действительно платят нормально. Они дают рыночную цену плюс дополнительные 4 фунта сверху за единицу товара. Они могут себе это позволить, так как говорят, что "возьмут свое" не количеством, а качеством."
Не думайте, что Booths придумали что-то новое в маркетинге. Известные британские сети делали подобное и раньше - и Sainsbury's, и Waitrose, и M&S, - разница лишь в том, что люди, которые мне об этом рассказывали в Booths, действительно общаются с фермерами, знают их в лицо, поддерживают контакт и подстраиваются под их нужды. В итоге в их магазинах самый большой процент местной продукции - от 26 до 30%.
Почему бы не сделать этот процент еще выше? Как объясняет директор по торговле Крис Ди, дело в том, что "многие покупатели действительно любят яблоки из Новой Зеландии и овощи из Италии, они приходят именно за ними, берут их - было бы глупо избавиться от такой огромной доли клиентов, переориентировав магазин исключительно на местную продукцию".
Да, супермаркет все еще может быть семейным бизнесом, все еще может заботиться о своих поставщиках и покупателях, все еще может предоставлять выгодные условия и качественные продукты для всех. Booths доказывает нам это.
В Британии сложилась одна из самых сложных и запутанных индустрий питания в мире. С одной стороны, британские сети известны своей приверженностью соревновательности и постоянными скидками. Они контролируют почти 80% всего рынка, что, опять же, хорошо для покупателей. Но, с другой стороны, куда все это ведет фермеров-поставщиков? У них практически нет выбора - остается только поставлять продукты тем, кто их способен покупать. Супермаркетам.
Слоганы магазинов всегда ярки и привлекательны - "цены от производителя" обещают они. Но эти цены порой покрывают только стоимость самого производства, а иногда не дотягивают и до этого уровня. Соглашения, которые заключаются между фермерами и супермаркетами, все риски возлагают на последних. Это, в свою очередь, приводит к тому, что количество фермеров за последние десятилетия сократилось, вынудив магазины ориентироваться на экспорт даже тогда, когда продукт легко можно было бы вырастить дома.
Но Booths утверждает, что можно работать совершенно иначе и быть при этом коммерчески выгодным. Они открывают все новые отделы, ведут экспансию в родном северо-западном регионе, а недавно открылись в Манчестере. При этом Booths постоянно выделяют деньги на поддержку местных производителей.
Почему же фермеры так любят Booths? Действительно ли хорошо они им платят? Вот что говорит один из поставщиков, Гарри Уилсон: "Я не думаю, что покупатели знают насколько это тяжело - быть фермером. А все из-за постоянного ценового давления. Но в Booths действительно платят нормально. Они дают рыночную цену плюс дополнительные 4 фунта сверху за единицу товара. Они могут себе это позволить, так как говорят, что "возьмут свое" не количеством, а качеством."
Не думайте, что Booths придумали что-то новое в маркетинге. Известные британские сети делали подобное и раньше - и Sainsbury's, и Waitrose, и M&S, - разница лишь в том, что люди, которые мне об этом рассказывали в Booths, действительно общаются с фермерами, знают их в лицо, поддерживают контакт и подстраиваются под их нужды. В итоге в их магазинах самый большой процент местной продукции - от 26 до 30%.
Почему бы не сделать этот процент еще выше? Как объясняет директор по торговле Крис Ди, дело в том, что "многие покупатели действительно любят яблоки из Новой Зеландии и овощи из Италии, они приходят именно за ними, берут их - было бы глупо избавиться от такой огромной доли клиентов, переориентировав магазин исключительно на местную продукцию".
Да, супермаркет все еще может быть семейным бизнесом, все еще может заботиться о своих поставщиках и покупателях, все еще может предоставлять выгодные условия и качественные продукты для всех. Booths доказывает нам это.
guardian.co.uk
booths.co.uk