Все чаще в магазинах можно встретить растительные альтернативы мясным и молочным продуктам. Веганское меню вводят в кафе и ресторанах, а недавно в России появились отдельный ГОСТ и специальная маркировка для «зеленых» альтернатив. И это – один из эффективных путей защиты животных. Как покупка тофу и чечевицы связана с зоозащитой, объяснили участники III Российской конференции по правам животных. Подробности предоставила организация «Голоса за животных».
Арифметика простая: чем больше спрос на альтернативы, тем меньше – на продукцию животного происхождения, а значит, уменьшение количества жертв среди животных, которых выращивают в сельском хозяйстве для производства мяса и молока.
Кроме этического аспекта у альтернатив есть плюсы с точки зрения защиты окружающей среды и здоровья людей. Именно поэтому в России появляется всё больше производителей альтернатив и проектов, которые продвигают растительное меню. Проблема лишь в том, что далеко не все жители страны знают о пользе такого питания.
Дискуссию о том, как популяризировать здоровое растительное питание, организовал проект «Пища для ума», который занимается продвижением такого питания в вузах и на крупных мероприятиях. Участие в дискуссии приняли производители альтернатив, владельцы заведений общепита и гражданские активисты. Обсудили разные пути – от массовых запросов покупателей до инициатив на уровне государства.
Главное – доступность
Среди эффективных способов распространения растительного питания руководитель проекта «Пища для ума» Елизавета Чуршукова выделила три направления:
- популяризация альтернатив через дегустации вкусных и полезных блюд;
- стимулирование предпринимательского сообщества при помощи коллабораций и массовых запросов на растительное меню;
- переговоры с государственными институтами для внедрения здорового растительного меню в госучреждения: вузы, больницы и школы.
Сооснователь компании-производителя растительных альтернатив Greenwise Артем Пономарев убежден, что большинство населения с низким доходом при выборе продуктов руководствуется не вопросами этики или защиты окружающей среды, поэтому главная задача – обеспечить доступность растительных продуктов в совокупности с их адаптацией под максимально понятные людям категории. Именно это, по его словам, позволит ускорить снижение потребления продуктов животного происхождения.
О важности покупательского запроса и личном примере
Основатель проектов «По вегану» и Vegan Russian Марина Ястремская отметила важность массовых запросов в популяризации растительного питания, который позволяет «адаптировать реальность под веганские потребности». Она рассказала, что массовые запросы покупателей уже привели к появлению в России растительных вариантов популярных продуктов, таких, например, как растительные «чебупели».
Совладелец сети фастфуд-заведений Green Point Кирилл Купер предложил отходить от тактики борьбы и навязчивости в ходе продвижения растительного питания в массы, а вместо этого вовлекать людей через личный пример: «самим жить так, чтобы другим хотелось приобщиться к этой идее», делать красивые блюда, которые бы захотелось попробовать.
Кроме рациона людей на конференции успели обсудить и питание животных-компаньонов человека. Этому были посвящены сразу два доклада ветеринарных специалистов. Проблема сильно недооценена, выразили мнение специалисты и предложили первые шаги по ее решению.
Примером того, что можно оставаться сытым без мяса, рыбы и молока, стала сама конференция – для участников было организовано полностью растительное питание. И это не только овощи. В меню были, например, паста с лисичками, шашлычки из соевого мяса, жареный тофу, нутовые котлеты, соевый гуляш, фасоль в томатном соусе и разнообразные салаты. Все участники такими угощениями остались довольны.
Автор текста: Ирина Лядкина
Автор фото: Анна Тюжина