В минувшее воскресенье в Петербурге одновременно прошло около десяти одиночных пикетов против ношения натурального меха и кожи.
Действие началось в два часа дня: вдоль Невского проспекта от Площади Восстания до Гостиного двора растянулась очередь из зоозащитников с плакатами и листовками, призывающими отказаться от меха и кожи.
«Провести массовую акцию в защиту животных, как мы изначально планировали, нам не разрешили, – рассказала одна из организаторов, – поэтому мы решили провести несколько одиночных пикетов, так как они не требуют согласования с властями».
Лучше место и время для подобной акции вряд ли найдешь – в воскресенье днем на Невском тысячи людей. Но привлечь внимание к проблеме в большом городе, где пикеты и митинги стали делом чуть ли не повседневным, по мнению петербургских зоозащитников, можно только перфомансом. Получается и ярко, и наглядно, да и самим активистам нравится – роли расхватали быстро.
Одной из самых ярких была роль любительницы натурального меха. На ее лице кровь, руки связаны, она еле тащится за ведущими ее за поводья лисой, свиньей и овцой. Зато на плечах настоящая шубка с лисьей оторочкой. Ради реализма организаторам даже пришлось поступиться принципами – использовать натуральных мех. Перфоманс, конечно, задевал за живое прохожих, особенно молодых девушек, кутавшихся в морозный день в меха или кожаные куртки. Ведь по сути, дама с окровавленными руками, которую вели животные – это они и есть. Кажется, что картина получилась излишне жестокая: в центре города связанная женщина грустно плетется за животными, но это ведь всего лишь перевернутая с ног на голову действительность: на самом деле это человек, понукая и издеваясь, использует животных для своих нужд.
Места для одиночных пикетов, начавшихся одновременно с перфомансом, выбирали рядом с магазинами, торгующими мехом или кожей. Продавцам, конечно, это не нравилось – кто зайдет померить норковое пальто, когда около двери тебя встречают с плакатом «Посмотри в глаза своей шубе»? Но придраться к активистам было невозможно – одиночный пикет можно проводить в любых общественных местах. Даже полицейские, скурпулезно проверявшие документы у всех пикетирующих, были настроены очень миролюбиво и задавали зоозащитникам вопросы по теме.
Люди реагировали на активистов с плакатами по-разному: кто-то просто ухмылялся, кто-то, потупив глаза, быстро проходил мимо, захватив листовку, кто-то останавливался поспорить и задать вопросы.
– Почему у них на плакате маленькие лисята? – спросила девятилетняя девочка у мамы, которая тянет ее за руку, чтобы побыстрее перейти через дорогу.
– Потому что для шитья шубы используют маленьких животных, – отвечает мама, и не обращая внимания на округлившиеся глаза дочери, продолжает, – У них просто мех мягче.
– Дети несправедливость и абсурдность ситуации с эксплуатацией животных чувствуют сильнее, – говорит мне одна из активисток, и кивает в сторону девочки, – вот ее мама, хоть и знает ужасную правду, совсем не переживает по этому поводу. Но ничего, возможно ее маленькая дочка ее вскоре переубедит.
После того, как перфоманс и пикеты завершились, я зашла выпить кофе в маленькое кафе. Там, за соседним столиком, сидели две подруги, которые спорили о натуральном мехе, рассматривая полученную у одного из пикетирующих листовку. Одна из девушек быстро стала искать что-то в интернете, и они обе ужаснулись, заглянув в экран. Получается, что не зря сегодня зоозащитники стояли с плакатами в центре Петербурга, пританцовывая от холода. Есть контакт.
Оля Маркелова
Фото: Татьяна Гарамова