Именно под таким девизом состоялась вторая ежегодная встреча Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund) и партнеров в честь Дня экологического долга.
В этом году День экологического долга пришелся на 8 августа. Почему именно «пришелся»? Эта дата ознаменовывает день, когда население планеты израсходовало весь объем возобновляемых биоресурсов, который Земля способна воспроизвести за год. В прошлом году дату отмечали 13 августа, в то время как в начале нулевых этот день приходился на октябрь.
Встреча прошла на площадке «Бизнес Молодость», что на дизайн-заводе Флакон. Директор проекта, Александр Сыкунов, оказал радушный прием и выступил со вступительным словом, где подчеркнул, что каждому человеку особенно необходимо признавать проблему существования и увеличения угрозы человека для окружающей среды. Именно с признания проблемы и начинается путь здоровой сортировки мусора, сокращения поездок на автомобиле, правильного питания и многого другого.
Эстафету Александра перехватил главный координатор программы WWF России «Зеленая экономика» Павел Боев. Он начал свое выступление с довольно ужасающих цифр: последние 40 лет человечество живет в долг, в год среднестатистическая семья производит примерно тонну отходов, 12% экоследа России приходится на Москву.
Павел рассказал, что каждый из нас оставляет на планете экологический след. Он складывается из товаров и услуг, которые мы потребляем. Именно поэтому каждый может помочь Земле в сокращении перерасхода. Глобальная сеть экологического следа (Global Footprint Nework) подсчитала, что в этом году человечество истратило на 67% больше природных ресурсов и услуг, чем может возобновить планета. Последствия перерасхода очевидны: исчезают леса, учащаются засухи, истощаются водные ресурсы, усиливается эрозия почв, сокращается биоразнообразие, а количество двуокиси углерода в атмосфере все нарастает. Что можно сделать? Например, поставить экономичную насадку на душ, которая сохранит не только 13 литров воды в минуту, но и деньги за оплату квитанций. Также в магазине следует отдавать предпочтения местным и сезонным продуктам — таким образом мы платим меньше за транспортировку, а следовательно, сокращаем углеродный след, который и наносит больше всего урона для деревьев, мирового океана и атмосферы. Изменить ситуацию можно, если работать на трех уровнях: государство, бизнес, люди. Так, ОАЭ за 10 лет снизило экологический след на 40% — это по-настоящему огромная цифра. Поэтому, нет ничего невозможного и нельзя переставать прикладывать усилия.
Елена Смирнова — основатель и эксперт экобюро GREENS – рассказала, что можно покупать дерево с маркером FSC, морские продукты с маркером MSC и пальмовое масло с RSPO — все товары, имеющие такие знаки проверены, одобрены и являются не просто безопасными для здоровья, но и полезными, о чем часто забывают многие производители. Эксперт поделилась информацией, которая долгое время вводила россиян в заблуждение: оказывается, если взять цикл жизни полиэтиленового и бумажного пакетов от производства до цивилизованной переработки, то экослед от бумажного будет намного выше, чем от пластикового! Но лучше — использовать многоразовые сумки, как и делает сама Елена.
Интернет-площадка avito.ru также способствует снижению экоследа, как рассказала ее представитель Екатерина Долгошеева. Avito помогает обретать дом уже произведенным предметам: на их разработку не тратятся ресурсы, а, следовательно, и не выбрасывается СО2. В счет идет только транспортировка, которая зачастую очень короткая: люди стараются найти товары как можно ближе к своему дому.
Менеджер по коммуникациям компании Coca-Cola в России, Украине и Беларуси Мария Канукова поделилась опытом компании, также представив несколько цифр: правильное производство напитков помогает сокращать СО2 след на 6% и к 2020 году компания хочет достигнуть 17%, используя холодильники без гидрофторуглеродов и благодаря повышения качества транспортировки. Всем известно, что новогодний символ компании — белый медведь: Coca-Cola ведет проект по сохранению мишек. Также компания является партнером Красного Креста — она занимается доставкой чистой питьевой воды.
На встрече были и другие партнеры: компания Kastomonu, которая занимается деревообработкой, а в свое «благотворительное время» поддерживает национальные парки; сеть всем известных магазинов «Дикси» поделилась печальным опытом, связанным с неграмотностью нашего населения: около входов в супермаркет были установлены баки для раздельного сбора мусора, но люди просто скидывали отходы куда придется; проект «МосПрирода» рассказал о функциональных центрах, которые будут полезны не только детям, но и взрослым: там проходит ознакомление с экологическим долгом, законами природы и главным правилом, что планета у нас и наших потомков одна, а значит, и относится к ней нужно особенно. «МосПрирода» собирается разработать совместно с WWF мобильное приложение, которое бы подсчитало экологический след каждого человека. Правда, какой экослед оставляют центры «МосПрироды», организация подсчитывать не берется.
По завершении встречи остался неприятный осадок: неужели мы все также будем «залезать в долги» перед планетой, а День экологического долга будет и дальше переноситься к началу лета? В интервью Vegetarian Павел Боев рассказал, что, безусловно, неравнодушные должны бороться с системой, а Фонд продолжает популяризировать необходимость следить за своим экоследом не только для простых людей, но и для корпораций. Главная хорошая новость в том, что усилия не напрасны. Разрыв Дня экологического долга с каждым годом все уменьшается, а значит, как сказал Павел, из-за нашей с вами заботы о планете живет надежда, что однажды у людей будет на несколько хороших привычек больше и больше здоровья, чтобы эти привычки соблюдать.
Александра Железнова