Саранск – это столица республики Мордовия и небольшой российский город, в котором официально проживают около 300 тысяч человек. Он знаменит цветомузыкальным фонтаном, высота струй которого превышает 40 метров, наличием собственного МГУ (Мордовского государственного университета) и стадионом «Мордовия Арена», на котором в прошлом году прошли четыре матча группового этапа чемпионата мира по футболу. Но несмотря на то, что на стадионе играл Роналду, а в центре города был прописан Жерар Депардье, вопросы экологии и этичного отношения к животным, которые волнуют большинство стран мира, пока мало беспокоят саранчан. Однако мы нашли в Саранске тех, кто ведет этичный образ жизни, заботится о природе и считает, что каждая жизнь важна! Познакомим вас с ними.
Виктория Митяева – представитель Альянса защитников животных в Саранске. Она рассказала, почему стала веганом и как помогает «хвостикам».
Как вы стали представителем Альянса защитников животных в Саранске? Как узнали об организации?
Я узнала про Альянс защитников животных, когда услышала про голодовку Юры и Веры (прим. ред. – голодающие требовали принять закон «Об ответственном обращении с животными», Юрий Корецких — председатель «Альянса защитников животных»). Я тогда за них очень переживала. Как-то зашла на страницу в Instagram и узнала, что они планируют расширять свою деятельность по регионам. Я решила, что в Мордовии тоже должно быть представительство, чтобы это движение развивалось дальше по России, так как животным нужна помощь. Кто, если не мы?
Много ли человек в вашей команде? Какими вопросами занимаетесь и чего удалось достичь?
Люди, с которыми мы все это начинали, разъехались по разным городам. Я здесь практически одна осталась. Особой команды нет. Если я пишу запросы какие-то в прокуратуру, то делаю это от имени Альянса. Однако благодаря Альянсу нам удалось добиться того, чтобы построили приют. Его открыли совсем недавно, как раз к чемпионату мира по футболу, хотя за его создание мы боролись с 2011 года. Постоянно писали в администрацию, устраивали пикеты. Представители Альянса из Москвы Татьяна Черникова и Эльвира договорились о встрече нашей администрации с местными волонтерами. Благодаря этому диалог состоялся. Администрация города сказала, что на строительство выделены федеральные деньги, но бюджет не потянет приют самостоятельно, понадобится помощь добровольцев. Мы сейчас помогаем приюту, чем можем. Есть группа во «ВКонтакте», в Instagram. Раньше у нас всех собак убивали, даже добрых, ласковых. Вечно кто-то был недоволен и вызывал отлов, чтобы пристрелили. Но, к сожалению, даже после открытия приюта уже было убийство. Я сотрудничаю с журналистами, они помогают «бодаться» с администрацией, потому что администрация у нас не любит вообще никакой активности, потому что не должно быть возражений, «все хорошо в республике». Волонтеры и зоозащитники у нас приравниваются к оппозиционерам.
Как удается совмещать зоозащитную деятельность и работу?
Зоозащитой я занимаюсь в свободное время, у меня график 2 через 2. Сейчас домой себе много животных набрала. У меня 3 собаки и 10 кошек. Из своих только 2 кошки и 2 собаки, еще щенок прибавился. Теперь сложнее общественными делами заниматься, потому что дома за животными тоже надо ухаживать.
Как давно и почему вы стали веганом?
К веганству я пришла через зоозащитную деятельность. Меня терзала мысль о том, что я одних животных спасаю, а других ем. Это было неправильно. Я прекрасно знала о веганстве, готовилась к нему, встречала нескольких веганов, общалась с ними, но никак не решалась. Но вот в один прекрасный день я пошла на рынок и увидела, что там продают языки коровы. С этого момента я больше не ела мясо. Это где-то 2012 год. Было сложно отказаться от рыбы. Но потом я увидела ролик, где рыбу гладят рукой, а она ласкается, как кошечка. С того момента и ее я есть не могла, стала заменять водорослями или гороховым супом с льняным маслом. Трудно было отказаться и от молока, так как я каждый день пила его, добавляла в кофе. Но мысль о том, что мое удовольствие не стоит страданий животных, пересилила.
Насколько развито веганство в Саранске? Как люди реагируют, когда узнают, что вы отказались от продуктов животного происхождения?
С веганством у нас тут сложновато. Люди просто не понимают, кто такой веган. Когда люди узнают, делают круглые глаза, шутят о том, что трава чувствует боль, советуют есть камни, беспокоятся, как я проживу без мяса. Все это я ощутила на себе до такой степени, у меня выработался иммунитет. Я уже не буду ничего объяснять, вся информация доступна в интернете. Есть люди, которым любопытно по-доброму, а есть те, кто со злостью реагируют. Я с ними стараюсь просто не разговаривать на эту тему.
Кстати, когда я только стала веганом, я работала на фирме, которая торгует колбасой. Меня это очень угнетало, было морально тяжело, но в нашем городе с работой напряженка. К счастью, обстоятельства сложились так, что мне пришлось уволиться. И хоть я и занималась только бумажками, а не была производстве, это тоже участие в индустрии.
Но несмотря на то, что веганов у нас мало, я знаю несколько человек. Моя знакомая помогала мне устраивать акцию за постройку приюта. Мы долго общались с ней и оказалось, что она тоже придерживается строго растительного питания.
Сейчас мне 35 лет, из которых я веган примерно 7. Жалею только об одном: почему так поздно? Почему мне раньше об этом никто не рассказал?
Где вы обычно покупаете продукты? Чего не хватает в магазинах?
Огурцы, помидоры и картошка – это все есть. Сейчас появилось даже овсяное молоко. Я очень благодарна производителям, которые его выпустили. Кокосовое я любила вначале, но сейчас равнодушно к нему отношусь. Овсяное молоко – это мое все, кофе пью только с ним. В позапрошлом году в магазин «Ботевград» завезли веганские сыры. Мы друг другу пишем, что и где, сообщаем новости. Я равнодушна и к сыру, и к молоку, но разнообразия иногда хочется.
Закупаюсь в обычных магазинах – «Магнит», «Лента» и др. Главное, чтобы у меня в рационе всегда были помидоры, я их очень люблю, и много зелени, ее обожаю. Недавно для себя открыла рукколу. Делаю вкусные салаты.
В Саранске нет ни одного даже вегетарианского кафе. Но, возможно, есть заведения, которые все же предлагают хороший выбор вег. позиций?
Я просто обожаю пост. В это время в пиццерии «Милано» готовят постную пиццу, а еще там всегда предлагают вкусную лапшу с овощами. Еще у нас появилась кофейня Coffee Like, там есть растительное молоко. Это огромная радость!
Веганство напрямую связано с экологичным образом жизни. Разделяете ли вы отходы? Есть ли для этого условия?
Мне очень хотелось бы сортировать. Я лично говорила с нашим домкомом. Но люди у нас такие невежественные, что сначала их нужно научить пользоваться хотя бы урнами. Я часто вижу, как кто-то бросает мусор просто на дорогу. Сама я пока не пришла к раздельному сбору, но стремлюсь.
Елена Ульяшина – веган из Саранска. Она переехала в Мордовию 7 лет назад, когда вышла на пенсию в Карелии. Там сейчас живут ее два взрослых сына и внуки. Сама Елена в 59 лет ведет активный образ жизни, любит прогулки по лесу, наблюдать за птицами и фотографировать их.
Расскажите, как давно и почему отказались от животной пищи? Что стало поворотным моментом?
Как и все советские дети я питалась в столовках. Детсад, школа, работа, пюре с котлеткой. Мясо мне не нравилось – было невкусно, неприятно жевать волокна. Но дома суп всегда был мясной, на костях. С детства нам внушали, что корова дает молоко и мясо, так должно быть. В юности я жила в Сочи, затем приехала в Петрозаводск, вышла замуж и осталась там на 30 лет. Для меня после юга это были голодные годы. Не только потому что в магазинах все по талонам, но и потому что было невозможно найти сезонные овощи, фрукты и зелень нормального качества. Тогда я уже была вегетарианкой. В 1989 году (мне было 27 лет) подруга, которая уже побывала в Индии (в СССР поехать за рубеж было практически невозможно) рассказала, что там корову считают священным животным, и что она решила полностью отказаться от мяса. На следующий день я последовала ее примеру. Чуть позже мы перестали употреблять в пищу курицу. Вскоре началась перестройка, стала доступна литература, в том числе о вегетарианстве. До этого не были ни интернета, ни моды на растительное питание. Полки магазинов были полупустые, но никто с голоду не умирал, все были сыты.
Я стала веганом как по этическим причинам, так и для здоровья. Всегда любила кефир, но отказалась от него, когда узнала, что молочка препятствует усвоению гемоглобина. Он у меня был низкий и терапевт предписывал есть мясо. Но когда я отказалась от кефира, гемоглобин пришел в норму. Рыбу и яйца я не ем тоже по этическим соображениям. Молочная промышленность, а также производство яиц – это жестоко.
Легко ли, на ваш взгляд, быть веганом в Саранске? Сталкиваетесь ли с непониманием окружающих?
Общаюсь в основном с друзьями и соседями. С непониманием не сталкивалась, хотя поначалу было удивление. Однако сразу скажу, что республике далеко до вегетарианства! Мясоедение – это привычка. Вообще вопросы этичного отношения к животным мало кого беспокоят. Например, в Саранск часто приезжают передвижные цирки и зоопарки. Уже многие города отказываются от них, следуя примеру Европы, но у нас люди ходят и смотря на зверей, которых содержат в ужасных условиях.
Чего не хватает на полках магазинов?
Полки в магазинах такие же, как и в других городах. В «Магниты», «Ленты», «Пятерки» поставки везде одинаковые. Летом покупаю овощи на улице в развалах, и привозят соседи из деревни. В магазине можно купить крупы – ячка, греча, кукурузная. масло растительное – саранское. Недалеко от моего дома находятся брошенные дачи, где растут яблоки, ягоды и травы.
Что еще вы делаете, чтобы заботиться о природе? Разделяете ли отходы, отказываетесь ли от пластика?
Я не профессиональный орнитолог, но птиц люблю. Я наблюдаю за ними, делаю снимки. Кроме того, лечу дома пострадавших птиц. Да, я за разделение мусора, и когда будут контейнеры, с удовольствием этим займусь. От пластика мы вряд ли полностью откажемся, потому что это удобно. Но проблема даже не в нем, а в осознанности. Нужно с умом подходить к покупкам.
Такие разные люди и истории, но их объединяет понимание того, что животные не принадлежат людям, мы с ними соседи по планете и должны научиться сосуществовать в мире. Сила человека заключена в его доброте и справедливом отношении к другим живым существам. Героини этого интервью смогли сделать выбор в пользу собственной совести вопреки возражениям и недоумению окружающих. Надеемся, что в Саранске скоро появятся веганские кафе и магазинчики, а мы сделаем прекрасный вег-гид по городу.
Надежда Петрова