Наблюдатели отмечают возросшую популярность безглютеновых продуктов в США и других развитых странах. При этом, как отмечает аналитик популярной американской газеты «Chicago Tribune», люди не страдающие от целиакии (по разным подсчетам их сейчас в мире около 30 млн. –Vegetarian) не получают от таких продуктов никакой пользы – кроме эффекта плацебо.
По данным социологов, безглютеновое питание в наши дни стало фактически проблемой номер один в развитых странах мира (где люди могут себе позволить обращать внимание на свое здоровье). Одновременно продажа безглютеновых продуктов уже стала весьма прибыльным бизнесом: в течение текущего года в США будет продано «безглютеновых» продуктов на сумму около семи миллиардов долларов!
Насколько безглютеновые продукты дороже обычных? По подсчетам канадских врачей (из высшего медицинского учебного заведения Dalhousie Medical School), безглютеновые продукты в среднем на 242% дороже обычных. Результаты другого исследования также впечатляют: британские ученые подсчитали в 2011 году, что безглютеновые продукты дороже минимум на 76% и максимум на 518%!
В августе текущего года, Управление делами питания США (сокращенно FDA) ввело новые, более суровые, правила сертифицирования продуктов, которые могут носить маркировку “без глютена» (gluten-free). Очевидно, что компаний, которые желают продавать такую продукцию, становится все больше, а цены на нее будут и дальше расти.
При этом, фирмы, которые продают безглютеновые продукты, закладывают в их цену масштабные маркетинговые кампании, которые не всегда отличаются честностью и адекватным освещением проблемы целиакии. Обычно безглютеновые продукты подаются под тем «соусом», что они якобы нужны не только людям с расстройством пищеварения, но и в целом полезны для здоровья. Это не является истиной.
В 2012 году итальянские специалисты по целиакии Антонио Сабатини и Джино Роберто Корацца доказали, что нет возможности диагностировать чувствительность к глютену у людей, не страдающих целиакией – то есть, проще говоря, глютен не оказывает никакого (вредного или полезного) действия на людей, не страдающих этим специфическим заболеванием.
Медики подчеркнули в своем отчете по результатам исследования, что «предубеждение против глютена эволюционирует в заблуждение, что глютен якобы вреден для большинства людей». Такое заблуждение чрезвычайно выгодно производителям безглютенового печенья и прочих лакомств сомнительной полезности – и вовсе не выгодно и не полезно потребителю, которого попросту дурачат. Покупать безглютеновые продукты здоровому человеку еще бесполезнее, чем отовариваться в отделе продуктов для диабетиков (так как вред сахара доказан – а вред глютена нет).
Таким образом, крупные корпорации (вроде Wal-mart) которые давно включились в игру в безоблачное «безглютеновое» будущее – уже получают свои заветные сверхприбыли. А рядовые потребители – среди которых много людей, пытающихся построить здоровую диету - зачастую забывают, что вовсе необязательно покупать специальные «безглютеновые» продукты – в большинстве случаев достаточно просто воздерживать от употребления хлеба и выпечки.
Полумифическая «безглютеновая диета» – это просто-напросто отказ от пшеницы, ржи и ячменя в любом виде (в том числе в составе других продуктов). Разумеется, это оставляет огромное пространство для маневра – в том числе естественно веганское и сыроедное питание совершенно безопасны с точки зрения глютена! Человек, который выработал у себя глютено-фобию, не умнее мясоеда, который убежден, что если перестанет есть плоть мертвых животных, то умрет с голода.
Перечень продуктов питания, которые не содержат глютен, включает: все фрукты и овощи, молоко и молочные продукты (в том числе сыр), рис, бобы, горох, кукурузу, картофель, сою, гречиху, орехи и многое другое. Натуральная безглютеновая диета очень легко может быть вегетарианской, сыроедной, веганской – и в этих случаях она особенно полезна. В отличие от дорогостоящих специальных продуктов питания - полезность которых зачастую ограничивается их «безглютеновостью» – такая диета действительно может помочь построить крепкое здоровье.