Противники опытов на животных были всегда, но по-настоящему общество занялось проблемой только в прошлом веке. По данным ЕС, в опытах гибнет более 150 миллионов животных в год: 65% на тестировании лекарств, 26% в фундаментальных научных исследованиях (медицина, военные и космические исследования), 8% на тестировании косметики и бытовой химии, 1% во время учебного процесса. Это официальные данные, а реальное положение дел даже сложно предположить - 79% стран, где проводят опыты на животных, не ведут никакой отчетности. Вивисекция приобрела чудовищный, а зачастую бессмысленный размах. Чего только стоит тестирование косметики. Ведь не ради спасения одной жизни жертвуется другая жизнь, а ради погони за красотой и молодостью. Бесчеловечны опыты на кроликах, когда им в глаза закапывают растворы, применяемые в шампунях, туши для ресниц, бытовой химии, и наблюдают, через сколько часов или дней химия разъест зрачки.
Такие же бессмысленные опыты проводятся в медицинских вузах. Зачем капать на лягушку кислотой, если реакцию может предсказать любой школьник и без опыта - лягушка отдернет лапу.
«В учебном процессе происходит приучение к крови, когда надо принести в жертву невинное существо. Это влияет на карьеру человека. Жестокость отсекает действительно гуманных людей, стремившихся помогать людям и животным. Они просто уходят, столкнувшись с жестокостью уже на первом курсе. По статистике, наука теряет множество специалистов именно из-за этической стороны. А те, кто остаются, приучаются к безответственности и жестокости. Человек может делать всё что угодно над животным, без какого-либо контроля. Я сейчас говорю про Россию, потому что тут нет никакого регулирующего закона», - рассказывает руководитель проектов центра защиты прав животных «ВИТА» Константин Сабинин.
Донести до людей информацию о гуманном образовании и альтернативных способах исследований в науке - цель конкурса «Наука без жестокости», который совместно провели центр защиты прав животных «Вита», Международное сообщество за гуманное образование InterNICHE, Международная ассоциация против болезненных опытов на животных IAAPEA, Британский союз за отмену вивисекции BUAV и германское общество «Врачи против экспериментов на животных» DAAE.
В Москве 26 апреля 2010 года в биологическом отделении Академии наук РФ прошла церемония награждения победителей школьного конкурса «Наука без жестокости», организованного центром защиты прав животных «Вита» в содружестве с рядом международных организаций, выступающих за права животных и за отмену вивисекции.
Но сама идея конкурса пришла от простых учителей школ, озадаченных нравственным воспитанием детей. Были проведены специальные уроки, на которых детям показали фильмы «Гуманное образование» и «Подопытная парадигма». Правда, последний фильм показывали не всем детям, а только в старших классах и отрывочно - слишком уж много кровавых и жестоких документальных съемок. Потом дети обсуждали проблему в классе и с родителями. В итоге - несколько тысяч работ было прислано на конкурс в номинациях «Сочинение», «Стихотворение», «Рисунок» и в номинации «Плакат», образовавшейся в процессе подведения итогов. Всего в конкурсе приняли участие школьники из 7 стран, 105 городов и 104 сел.
Если прочитать все сочинения для пришедших на церемонию было сложной задачей, то можно было рассмотреть рисунки, украшающие стены конференц-зала в Российской академии наук, где проходила церемония награждения победителей.
В чем-то наивные, цветные или нарисованные простым углем, как работа победительницы конкурса Кристины Штульберг, детские рисунки передавали всю боль и несогласие с бессмысленной жестокостью.
Победитель в номинации «Сочинение», ученик 7 класса алтайской школы Лосенков Дмитрий рассказал, как долго он работал над сочинением. Собирал информацию, интересовался мнением окружающих людей.
«Не все одноклассники поддержали меня. Возможно, причина в отсутствии информации или воспитании. Моя цель - донести информацию, рассказать, что к животным нужно относиться ласково», - рассказывает Дима.
По словам бабушки, приехавшей с ним вместе в Москву, у них в семье живут шесть кошек и три собаки, а главный мотив воспитания в семье: человек - дитя природы, а не ее хозяин.
Подобные конкурсы – хорошая и правильная инициатива, но прежде всего нужно решать саму проблему. О существующих альтернативах вивисекции взялся порассуждать руководитель проектов центра защиты прав животных «ВИТА» Константин Сабинин.
- Кроме сторонников и защитников вивисекции существует огромное количество людей, которые просто не знают об альтернативах. Какие же существуют альтернативы? Например, в образовании.
- Существует множество альтернативных способов, позволяющих полностью отказаться от вивисекции. Муляжи, трехмерные модели, на которых есть индикаторы, определяющие правильность действий врача. На всем этом можно учиться, не нанося животному вреда и не нарушая своё душевное равновесие. Например, есть замечательная «собака Джерри». В ней запрограммирована библиотека всех видов дыхания собаки. У нее можно «вылечить» закрытый и открытый перелом, провести операцию. Индикаторы покажут, если что-то идет не так.
После работы на тренажерах, студент работает с трупами животных, умерших естественной смертью. Потом клиническая практика, где сначала нужно смотреть, как работают врачи, потом ассистировать.
- В России есть производители альтернативных материалов для образования?
- Интерес есть, но производства пока нет.
- А какие альтернативы есть в науке? Ведь основной аргумент - лекарства можно испытать только на живом организме.
- Аргумент попахивает пещерной культурой, его подхватывают те люди, которые мало понимают в науке. Им важно занять место на кафедре и тянуть старую лямку. Альтернатива заключается в клеточной культуре. Все больше специалистов в мире приходят к мнению, что опыты на животных не дают адекватную картину. Полученные данные не переносимы на человеческий организм.
Самые ужасающие последствия были после применения Талидомида - успокаивающее средство для беременных. Животные прекрасно перенесли все исследования, но когда препарат стал применяться людьми, то родилось 10 тысяч младенцев с уродливыми конечностями или вовсе без конечностей. В Лондоне поставлен памятник жертвам Талидомида.
Есть огромный перечень лекарств, которые не перенеслись на человека. Есть и обратный эффект - кошки, например, не воспринимают морфий как обезболивающее. А применение клеток в исследованиях дает более точный результат. Альтернативы эффективны, достоверны и экономичны. Ведь изучение лекарства на животных - это примерно 20 лет и миллионы долларов. А что в итоге? Риск для людей, смерть животных и отмывание денег.
- Какие альтернативы в косметике?
- Какие альтернативы, если с 2009 года Европа полностью запретила тестирование косметики на животных. Мало того, с 2013 года начнет действовать запрет на ввоз тестируемой косметики. Косметика вообще самое подлое, что можно было придумать. Ради баловства, ради забавы убивают сотни тысяч животных. Это не нужно. А сейчас идет параллельное течение за натуральную косметику, а ее тестировать не нужно.
15 лет назад я и сам не задумывался обо всём этом. Знал, но не расценивал как проблему, пока один знакомый ветеринар не показал, из чего состоит крем моей жены- в нем были мертвые части животных. В это же самое время Пол Маккартни демонстративно отказался от продукции фирмы Gillette. Я стал узнавать, и меня поразили объемы, которые существуют, эти цифры: 150 миллионов животных в год гибнут на опытах.
- Как можно узнать, какая фирма тестирует на животных, а какая нет?
- Существует белый и черный списки фирм. Многое продается в России, а можно полностью перейти на продукцию фирм, не использующих животных в опытах. И это будет первый шаг к человечности.