Разговор этот драматический, в нем сплелись детективные нотки и приключенческие сюжеты, а лейтмотив – цитата из культового фильма: «Все пропало, Лелик, все пропало!» Полезные ископаемые в России уменьшаются, новые месторождения, будто в гипсе Семен Семеныча, вроде бы и есть, да никак их не достать. Борьба стран за сокровища накаляется, напряжение растет, а указание шефа в виде снижения углеродного следа застыло над нами, словно гриб ядерного облака! Посмотрим, как же развивается кино об энергетической перестройке в России.
Не виноватая я! Он сам пришел!
Кто пришел? Час Икс. Негативный черновик развития планеты мы написали, в нем сжигание ископаемого топлива, угля, нефти и газа привело к климатическому кризису. И еще на 1, 5 градуса потеплеет и «усе пропало» точно уже! И вот на повестке саммита вдруг бодро и весело говорится, что для переписывания углеродной истории мировые державы всего-навсего должны перейти к экономической модели, опирающейся на возобновляемые источники энергии. Раз, два, станцуем, и тут же мир изменится?! На практике же это обозначает не только отказ от разработки новых нефтяных и газовых месторождений с 2021 года, но и модернизацию газовой инфраструктуры с последующим транспортом зеленого водорода, и не позднее 2050 года – отказ от всех видов ископаемого топлива! Это мы промолчали о перераспределении инвестиций и перестройке всей экономической системы. И этих подпунктов для достижения глобальной цели великое множество.
Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное – этот самый реализм!
Как верилось раньше, наши недра безбрежны и неиссякаемы. А посчитали их, и, как говорится, запахло жареным. С данными не поспоришь: в России запасов газа хватит на 70 лет добычи, запасов нефти – на 30 лет. Добавим к этому, что алмазов и цинка хватит на 20 лет добычи, золота и свинца — на 10 лет, а хрома, и того меньше, наскребется на скромных 5 лет.
Допрыгались. Если исходить из того, что прирост в добыче полезных ископаемых у нас идет преимущественно за счет доразведки действующих месторождений, то перестройки и модификации отрасли и переброска инвестиций может нам быть даже выгодна! Правда, у нас делается все по привычке, по старинке, а не ищется наилучший вариант. Потому-то важно не только рассматривать перспективы, но и изучать свои ошибки, желательно, глядя в микроскоп.
Обзор неэффективных решений или «зря старались, бриллиантов там нет»
1. Лелик, но это же неэстетично
Например, заменив уголь или нефтепродукты на газ, мы бы снизили выбросы парниковых газов на 25%. Но, увы, процент маловат. Есть еще минус, да такой, что перебивает все плюсы: утечки во время добычи и транспортировки газа, а, именно, метана, который по парниковому эффекту превосходит углекислый газ в 85-87 раз.
Есть еще углеводородные газы, выделяющиеся при добыче нефти, они же ПНГ. Эти попутные газы можно использовать как источник для получения дешевой энергии. Большинство экспертов оценивают влияние сжигания ПНГ на окружающую среду как однозначно негативное. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в ходе этого процесса, исчисляется даже не тысячами тонн, а сотнями тысяч. Но у нас рассматривается использование ПНГ для работы на месторождениях в качестве топлива для работы местной электростанции или в бурении.
2. Сеня, ты уже дошел до кондиции?
Литий необходим для предприятий «Росатома», как раз для той самой «зеленой экономики». Казалось бы, нужно искать литий где-то у себя, в России. Нет, мы учреждаем подразделение для разработки месторождения лития в малоисследованной аргентинской провинции. И средства уходят, можно сказать, налево, когда могли бы пойти на добычу лития из подземных вод наших нефтяных и алмазных месторождений! Что мы делаем вместо этого? Мы покупаем литиевые концентраты в Латинской Америке. А, между прочим, во второй половине 2020 года цены на карбонат лития для аккумуляторных батарей вышли из трехлетнего спада, а в нынешнем апреле был зафиксирован рост стоимости этого ресурса на 224% за 12 месяцев. Наш литий бы пригодился!
Яркий пример «недоделок» – это Чуктуконское месторождение редкоземельных металлов в Красноярском крае. Огромные запасы ниобия и скандия покоятся в нем со времени открытия с 1959 года. В 2019 году Росгеология гордилась этим объектом минерального сырья мирового масштаба, крупнейшим на Евразийском континенте. Однако же, разработка его так и не стартовала!
3. Достаточно одной таблетки
Крупные нефтегазодобывающие компании, как Роснефть, Газпром, Газпром нефть имеют весомый вклад участия государства. Получается, что таким компаниям госльготы обеспечивают рентабельность добычи месторождений даже с трудноизвлекаемыми запасами и финансовую стабильность. Именно эта забота государства и тормозит инвестиции в развитие и внедрение новых технологий. Льготы были бы важнее частным компаниям, но их им уже не хватает, увы.
4. У тебя там не закрытый, а открытый перелом
«Молчи, тогда за умного сойдешь!» – так и размышляют компании, опасаясь давать информацию о производстве. Лишь 8 нефтегазовых компаний из России не постеснялись раскрыть данные о количестве выбросов и планах по их уменьшению. Эта наша замкнутость и желание не выносить сор из избы любой ценой как раз и играет против нас.
5. Сеня, про зайцев – это неактуально! Остров Невезения!
Мы так гордились своим «черным золотом», что его блеск нас и ослепил. А вот принц Мохаммед бен Салман не постеснялся и заявил, что Россия через пару десятилетий уже не будет сильным игроком на глобальном нефтяном рынке. Мало того, что намекают на нашу истощенность ресурсов, так сейчас и второй удар готовят: в рамках зеленой энергетики ископаемое топливо станет никому не нужным. Что называется, приходится переобуваться на ходу.
«Наши люди в булочную на такси не ездят»
В Британии произошел такой взрывной рост цен на топливо, что работа предприятий всей страны оказалась под угрозой. Сырье дорожает из-за России, теперь мы в ответе и за британский рост цен на газ и электроэнергию! Кто не знает, именно Россия заставляет британцев…ходить пешком и пользоваться ручной механической кофемолкой. Национальный кризис создаем, между прочим!
Что еще про них? Англо-немецкая компания Shell к 2025 году планирует потратить 25% своего бюджета (5 млрд долларов) на освоение низкоуглеродных технологий.
Если говорить о европейских нефтегазовых компаниях, то они в ближайшие 10–15 лет планируют расширить свой профиль в сторону возобновляемой энергетики и способов работы с водородом и захоронением углекислого газа. Американцы же, напротив, хотят оставаться сфокусированными на нефти и газе, они собираются снижать углеродный след через улавливание и сохранение СО2.
Чем сердце успокоится или «вот это попробуйте»
У вас ус отклеился
В России разрабатывается законопроект, запрещающий предприятиям ликвидировать производства без предварительной компенсации нанесенного окружающей среде урона. Собственники шахт и разрезов будут обязаны нейтрализовать последствия вредного воздействия на природу своих добывающих предприятий. Закон не позволит закрыть предприятие прежде, чем произойдет полная экологическая компенсация. Распространяться сей законопроект будет на шахты, угольные разрезы и обогатительные фабрики.
Сеня, слышал? Пора освежиться! Быстро.
Новые решения уже есть. «Газпром» и «Роснефть» делают ставку на «водород», а «Газпром нефть» инвестирует в возобновляемые источники энергии и планирует пользоваться солнечной энергией на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Сбер????? работает над собственной декарбонизацией, он видит свою миссию в пропаганде ESG-подхода к ведению бизнеса, производства и популяризации знаний, позволяющих снизить свой углеродный след каждому клиенту или пользователю.
А я вам говорю, наши дворы планируются не для гуляний
55 из 130 компаний считают одним из приоритетных направлений в стратегии декарбонизации – захоронение углекислого газа.
Инвестиции в «ловушки» для парниковых газов считаются перспективным направлением, поскольку закачка углерода схожа с закачиванием попутного газа в пласт, а для этой операции уже имеется необходимая инфраструктура и наработки.
Тема природных ископаемых трудна, поскольку во многом мы только-только увидели, что сидим на обломках. А время на осознание и выработку стратегий убывает с каждой минутой. Сейчас нужно действовать системно, сообща и открыто, осознавая необходимость создания нового мира и новых правил!
И как под конец без бриллиантов-то?! Береги руку, Сеня!
В 2024 году начнется освоение россыпных месторождений алмазов, расположенных в северной части Якутии. Так что, будет что в гипс завернуть.
Вероника Локунова