Считается, что человек, сумевший воспитать свои собственные эмоции, никогда не будет иметь проблем с окружающими. Некоторые психологи рассматривают это явление как полноценный вид интеллекта, а информацию, собранную при помощи эмоций, как вполне себе полноценный способ взаимодействия с миром. Проще говоря, эмоциональный интеллект (EQ – Emotional Quotient) – это наши социальные и личные навыки.
Умение понимать, самостоятельно анализировать свои эмоции, управлять ими, понимать эмоции других, находить подход к людям с учетом их морального состояния, способность устранять конфликты и работать в команде – в полном наборе все это представляет собой эмоциональный интеллект. Термин ненаучный, тем не менее, с тем, что сегодня без этих качеств нам не обойтись, поспорить сложно.
А есть ли польза?
Прокачав свой EQ, вы без труда сможете эффективно вести переговоры, добиваясь от партнеров и коллег нужного вам результата, мотивировать коллектив и разрешать конфликтные ситуации. Так что, если вы карьерист, без успешного выстраивания рабочих отношений, а значит, и высокого уровня эмоционального интеллекта, вам не обойтись.
Развитый EQ помогает легко разобрать свои чувства и их оттенки по деталям, прекрасно их осознавать, а потому без труда держать свой настрой в нужном балансе. Человека с низким уровнем эмоционального интеллекта легко выдаст его поведение: неумение прощать, обидчивость, привычка спорить по любому поводу, страх перемен и «принципиальное» непринятие нового, постоянная критика всех и всего вокруг. Если вдруг сейчас вы узнали себя, не волнуйтесь: эмоциональный интеллект можно (и нужно) развивать.
Как развить EQ?
Начните с простого, но крайне эффективного упражнения. Письменно (в ежедневнике или в заметках мобильного) фиксируйте чувства, которые испытываете в связи со значимыми событиями и встречами в течение дня. Первое время придерживайтесь упрощенного формата. Не копайте вглубь: только событие и эмоция напротив.
Также возьмите за привычку следующую практику: утром, днем и вечером отвечайте на вопрос: что я чувствую прямо в эту минуту? Не пугайтесь и не в коем случае не забрасывайте упражнение, если ваши отчеты будут не самыми радужными. Любой ответ – ваш помощник. К примеру, для самого человека может стать огромным сюрпризом то, что большую часть рабочего времени он зол, напуган или раздражен. Если речь не о просто тяжелом трудовом дне, а о затянувшейся ситуации, негативный эмоциональный фон может нанести довольно серьезный урон.
Как только вы научитесь распознавать и осознавать свои чувства, переходите к следующему этапу. Если зафиксированная эмоция, к примеру, радость, ответьте себе на вопрос, что заставляет вас ее испытывать. Подумайте о том, что вас радует, но пока безо всякой рефлексии. Например: «Когда я слышу похвалу за проделанную работу, я испытываю радость».
Осознав, управляй!
Как только вы научитесь осознавать и распознавать свои чувства и триггеры, которые их вызывают, можно приступать к контролю и управлению. У вашего нового навыка есть преимущество: научившись распознавать источники, вы можете превратить их в… инструмент.
К примеру, вы ловите себя на том, что начинаете испытывать гнев в тот момент, когда вам необходимо находиться в состоянии покоя. Но теперь у вас уже есть персональная «база данных», и вы наверняка знаете, что помогает вам испытывать спокойствие. Выработайте у себя механизм не подавлять, а именно заменять нежелательные эмоции.
Новая привычка позволит управлять настроением и эмоциональным фоном и, самое главное, научит испытывать удовольствие даже в непростой период. «Надрессировав» чувства, вы не только взойдете по карьерной лестнице и наладите отношения с окружающими, но и улучшите качество вашей жизни.
Алёна Ходас, психолог, мотивационный тренер, лайф-коуч @iconic_mental