Авиаперелеты – это, пожалуй, одно из главных удобств нашего времени. Но за быстрое перемещение по воздуху из одной точки земного шара в другую приходится платить – и не только деньгами, но и благополучием нашей окружающей среды.
Как часто вы летаете на самолетах? А знаете ли вы, что каждый авиаперелет оставляет после себя огромный углеродный след?
В связи с тем, что все большая часть населения становится осведомлена об изменении климата и его последствиях и испытывает чувство вины за личный вклад в ухудшение экологической обстановки, в последние пару лет в Европе стало набирать обороты движение против полетов, известное как Flight Shame («стыд полетов») – или flygskam, как оно называется в Швеции, где это движение и зародилось. Этот термин означает чувство вины за авиаперелеты в то время, когда мир отчаянно нуждается в сокращении выбросов парниковых газов.
Движение уже стало давать свои плоды: все больше пассажиров пересаживаются с самолетов на поезда. К тому же, эта тенденция меняет представления о том, как, почему и куда мы путешествуем.
Неспешные путешествия
Хотя слово «стыд» обладает очень негативным оттенком, цели его использования в этом движении являются позитивными – как для людей, которые принимают в нем участие, так и для окружающей среды. Важно отметить, что речь идет не о том, чтобы «стыдить» людей, которые пользуются авиаперелетами, а о том, чтобы менять собственные привычки. К тому же, отказ от авиаперелетов ни в коем случае не предполагает отказ от исследования мира. «Не летать не значит не путешествовать, ведь существует еще столько разных способов попасть во множество интересных мест», – говорит Анна Хьюз, которая проводит кампанию Flight Free 2020 в Великобритании.
Движение пропагандирует наслаждение неспешными, осознанными путешествиями, которые возможны без использования авиаперелетов. К примеру, один из очевидных вариантов взамен самолетам – путешествия на поезде, которые оставляют в 10 раз меньший углеродный след. И несмотря на то, что путешествия на поезде занимают больше времени, они могут быть довольно приятными: знакомства с другими путешественниками-попутчиками, убаюкивающий стук колес, красочные виды за окном…
Воздействие на климат
Авиарейс из Лондона в Москву – эту уже 1/5 часть вашего годового «углеродного бюджета». Углеродный бюджет – это количество углерода, которое каждый человек может произвести в год, не приближая опасный уровень глобального потепления. При этом поездка на поезде составит всего 1/50 долю вашего годового бюджета!
Более того, считается, что воздействие выбросов от перелетов по крайней мере удвоится, если учесть эффект нагревания, оказываемый другими выбросами, помимо CO2, такими как конденсационный след из водяных паров и оксиды азота, выделяющиеся на больших высотах. Если же вы летите бизнес-классом, а не экономом, воздействие выбросов увеличивается втрое, поскольку большие сидения – это неэффективное использование ценного пространства салона.
«Чем больше вы понимаете влияние авиаперелетов на климат, тем больше вы чувствуете себя виноватым, когда садитесь в самолет», – отмечает Хьюз.
Шведские корни
Движение Flight Shame зародилось в 2017 году, после того как шведский певец Стаффан Линдберг объявил о своем решении отказаться от авиаперелетов. Среди других знаменитостей, поддержавших движение – биатлонист Бьерн Ферри, который стал ездить на соревнования на поезде, и оперная певица Малена Эрнман, мать 16-летней активистки Греты Тунберг. Пока идея получила наибольшее распространение именно в Швеции, где стал очень популярен хэштег #jagstannarpåmarken, что переводится как #istayontheground.
Движение, похоже, уже оказало ощутимое влияние на характер путешествий в Швеции, и в 10 аэропортах шведской компании Swedavia AB за первые три месяца 2019 года заметно снизилось количество пассажиров. Постепенно к движению присоединяются и другие страны: в дополнение к британской кампании Flight Free 2020, такие страны, как Канада, Бельгия и Франция, начиают предлагать свои собственные инициативы.
Сокращать количество полетов в своей личной жизни – это одно, а вот с запланированными рабочими авиаперелетами может возникнуть проблема. Однако к движению уже присоединяются даже некоторые организации! Например, датская широкоформатная газета «Политикен» строит планы по прекращению перелетов своих журналистов по территории страны, старается компенсировать совершаемые перелеты и по возможности делать выбор в пользу поездов.
Системные изменения
Так куда же ведет нас движение Flight Shame? Возможно ли, что все люди смогут отказаться от полетов?
Конечно, очень сомнительно, что каждый человек сможет или захочет отказаться от удобных авиаперелетов. Однако сокращение максимально возможного количества перелетов – это уже уменьшение углеродного следа!
Но с учетом того, что экологическая ситуация на планете уже довольно критичная, одними добровольными отказами от перелетов может не ограничиться. По всей видимости, в скором будущем авиарейсы станут облагаться налогами и регулироваться соответствующим образом с учетом их воздействия на климат.
Что насчет «чувства стыда» за полеты? Действительно ли оно может вдохновить людей отказаться от авиаперелетов? Хьюз соглашается, что это негативное чувство, но говорит, что кампании, подобные ее, вынуждены быть жесткими. «Чувство стыда за что-то в правильных пропорциях может быть действительно полезныи», – говорит она.
Разрешить дилемму негативной коннотации может другое зародившееся в Швеции слово – tagskryt, что переводится как более позитивное и проактивное «похвала за поезд».
Вероника Кузьмина
Источник: BBC