Слово «психология» в арабском мире всегда приравнивалось к табу. О психическом здоровье не было принято говорить, разве что за закрытыми дверями и шёпотом. Однако жизнь не стоит на месте, мир стремительно меняется, а жители традиционных арабских стран, несомненно, адаптируются к пришедшим с Запада переменам.
Психолог Линда Сакр родилась в Дубае, ОАЭ, её отец – ливанец, а мать из Ирака. Она получила степень психолога в Ричмондском университете в Лондоне, после чего продолжила обучение в магистратуре в Лондонском университете. Проработав некоторое время в межкультурном терапевтическом центре в Лондоне, Линда вернулась в Дубай в 2005 году, где она и работает психотерапевтом в настоящее время. В своём интервью Линда рассказывает о том, почему психологическая консультация всё больше и больше «принимается» арабским обществом.
– Линда, почему ты выбрала своей профессией психологию? Ведь в твоей стране эта сфера деятельности была крайне непопулярна. Наверняка, ты понимала, что предложений о работе будет немного.
Я впервые познакомилась с психологией, когда училась в 11 классе и тогда же очень увлеклась ею. Мне всегда был интересен разум человека, почему люди ведут себя определённым образом в разных ситуациях. Мать была абсолютно против моего решения, она постоянно твердила, что это «западная концепция». К счастью, отец поддержал меня на пути к исполнению мечты. Честно говоря, я не сильно тревожилась насчёт предложений о работе. Я думала, что если не получится найти вакансию, то я открою свой кабинет.
– Каково было положение психологов в Дубае, когда ты уезжала учиться в Лондон?
Психология в Дубае в 1993 году всё ещё воспринималась как табу, было буквально несколько психологов, практикующих в то время. Однако к моему возвращению в ОАЭ, ситуация значительно улучшилась, и сегодня я вижу, что спрос на психологов начал превышать предложение.
– И всё же, почему вокруг такой безобидной деятельности, как психология, существует так называемое «табу»?
Во-первых, в качестве помощи при стрессе и болезнях арабские традиции признают врача, религиозного деятеля или члена семьи. Большая часть моих арабских клиентов встречались со служащим мечети, прежде чем прийти прийти ко мне в кабинет. Западные методы консультирования и психотерапии предполагают самораскрытие клиента, который делиться с терапевтом своим внутренним состоянием, жизненными обстоятельствами, межличностными отношениями и эмоциями. Такой подход основан на западном демократическом принципе того, что самовыражение является одним из основополагающих прав человека и присутствует в ежедневной жизни. Тем не менее, в рамках арабской культуры, такая открытость к незнакомцу не приветствуется. Честь и репутация семьи имеет первостепенное значение. Арабы всегда избегали того, чтобы «выносить сор из избы», тем самым стараясь сохранить лицо. Распространение на тему семейных конфликтов может рассматриваться как форма предательства.
Во-вторых, среди арабов широко распространено заблуждение, что если человек посещает психотерапевта, то он сумасшедший или душевнобольной. Такое «клеймо» никому не нужно.
– Почему же актуальность психотерапевта набирает обороты сейчас?
Времена меняются. У семей уже нет столько времени друг на друга, как это было раньше. Жизнь стала более стрессовой, люди сталкиваются с депрессиями, раздражительностью и страхами. Когда кризис ударил Дубай в 2008 году, люди так же осознали необходимость в профессиональной помощи, потому как они не могли больше жить так, как прежде.
– Ваши клиенты – преимущественно арабы?
Я бы сказала, что 75% моей клиентуры – это арабы. Остальные же: европейцы, азиаты, северные американцы, австралийцы, новозеландцы и южные африканцы. Некоторые арабы предпочитают консультации с арабским терапевтом, так им более комфортно и они чувствуют больше доверия. С другой стороны, многие избегают встреч с психотерапевтом своих кровей с точки зрения конфиденциальности.
– Имеет ли для твоих клиентов значение мусульманка ты или христианка?
Большинство интересуется этим вопросом и, в зависимости от степени своей религиозности, принимают решение о записи на приём ко мне. Это происходит в Эмиратах, где всё население – мусульмане. Отмечу, что я – арабская христианка.
– Существует ли какой-то религиозный аспект в психологической работе с арабскими клиентами?
Арабское слово junoon (безумие, сумасшествие) означает злой дух. Считается, что junoon происходит с человеком тогда, когда в него вселяется дух. Арабы в принципе приписывают психопатологию различным внешним факторам: нервы, микробы, еда, отравление или сверхъестественные силы, например, сглаз. Большая часть моих клиентов-мусульманей приходили к имаму до того, как попасть ко мне, с целью избавиться от сглаза. Обряд обычно представляет собой чтение молитвы и принимается обществом более охотно.
Исламское влияние на арабскую психологию проявляется в идее того, что вся жизнь, в том числе и будущее, находится «в руках Аллаха». В авторитарном образе жизни практически всё определяется внешней властью, которая оставляет мало пространство для ответственности за собственную судьбу. Когда люди позволяют себе недопустимое поведение с точки зрения психопатологии, считается, что они теряют самообладание и объясняют это внешними факторами. В таком случае их перестают считать ответственными, уважать. Такое позорное клеймо получает психически больной араб.
Дабы избежать клейма, человек, который имеет эмоциональное или невротическое расстройство, старается избегать речевого или поведенческого проявления. Вместо этого, симптомы выходят на физический уровень, над которым, предполагается, человек не имеет контроля. Это одни из факторов, который способствует высокой частотности физических симптомов депрессии и тревоги среди арабов.
Эмоциональные симптомы редко бывают достаточны для того, чтобы человек в арабском обществе пришёл на терапию. Решающим значением является поведенческий фактор. Порой даже галлюцинации объясняются с религиозной точки зрения: члены семьи пророка Мухаммеда являются, чтобы дать наставления или рекомендации.
– С какими основными проблемами вы сталкиваетесь как психотерапевт в Арабском мире?
Мне кажется, арабы имеют несколько иные понятия о границах. К примеру, клиент может охотно пригласить меня на свадьбу своей дочери или предложить провести сеанс в кафе. Кроме того, поскольку Дубай относительно небольшой город, велики шансы случайно встретить клиента в супермаркете или торговом центре, что для них может стать очень неудобно, в то время как другие обрадуются встрече. Другой момент – отношение ко времени. Некоторые арабы подтверждают свой визит за день и могут прийти с сильным опозданием, потому что «забыли» или «плохо спали», либо не явиться на приём вовсе.
– Дубай всё стремительнее заселяется представителями разных национальностей. Смешанное общество повлияет на актуальность психотерапевтических услуг?
Я думаю, что да. Разнородность национальностей способствует толерантности, осознанности и открытости к новым разнообразным идеям. Человек склонен к развитию космополитического взгляда, находясь в обществе людей разных религий, традиций, языков и так далее.