Европейский парламент объявил глобальную «климатическую и экологическую чрезвычайную ситуацию», призвав все страны ЕС взять обязательство по достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году.
Голосование состоялось, когда ученые предупредили, что мир, возможно, уже преодолел ряд переломных моментов, что привело к «чрезвычайному положению на планете». Цель голосования – продемонстрировать зеленый авторитет Европы перед важнейшей климатической конференцией ООН в Мадриде, а также усилить давление на Урсулу фон дер Лейен, будущую председательницу Европейской комиссии, которая заявила на этой неделе, что ЕС возглавит борьбу с климатическим кризисом.
Сторонники экологических кампаний заявили, что декларация не подкрепляется достаточными действиями. «Наш дом горит. Европейский парламент увидел пламя, но этого недостаточно – стоять в стороне и наблюдать», – заявил незадолго до голосования советник Гринпис по климатической политике ЕС Себастьян Манг.
В ходе голосования в четверг депутаты Европарламента поддержали резолюцию, в которой они заявили, что нынешние климатические цели ЕС «не соответствуют» Парижскому климатическому соглашению 2015 года, которое ставит целью ограничить рост глобального потепления на уровне 1,5° C. Европарламентарии поддержали новую цель по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году, что является улучшением по сравнению с текущим 40%-м показателем, однако зеленые политики и активисты посчитали ее неадекватной.
Паскаль Канфин, депутат Европарламента из Франции, подготовил проект резолюции по чрезвычайным климатическим ситуациям и заявил: «Тот факт, что Европа стала первым континентом, объявившим чрезвычайное положение в области климата непосредственно перед началом работы 25-ой сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также через три недели после того, как Дональд Трамп подтвердил выход США из Парижского соглашения, является важным сигналом для граждан всего мира».
В настоящее время ЕС стремится к сокращению выбросов парниковых газов на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Для достижения цели, которая была признана недостаточной Европарламентом в ходе голосования, государства-члены ЕС должны до конца года представить Брюсселю планы преобразования энергетики в течение следующего десятилетия.
Оценка проектов планов, проведенная международной климатической сетью, показала, что недостаточно амбиций для перехода на возобновляемые источники энергии, энергосбережения и постепенного отказа от использования угля.
В докладе подчеркивается, что с момента представления странами своих первоначальных планов в 2018 году был достигнут прогресс. Венгрия, Греция и Словакия договорились о постепенном отказе от использования угля в своих энергетических секторах к 2030 году. Это означает, что в 2030 году уголь будет сосредоточен в пяти государствах-членах ЕС: Болгарии, Чешской Республике, Германии, Польше и Румынии. Другие страны, в частности Бельгия, которая не выдвинула никаких новых планов по возобновляемым источникам энергии или энергосбережению из-за затяжного политического тупика. Франция, Германия и Швеция попали в число стран, подвергшихся критике за то, что они не сделали достаточно для постепенного отказа от субсидий на ископаемое топливо.
«У государств-членов остался месяц, чтобы усовершенствовать свои планы», – сказал руководитель Европейской сети климатических действий Вендель Трио. «Совершенно очевидно, что качество этих планов будет иметь большое значение для способности ЕС действовать в связи с изменением климата в следующем десятилетии. Они должны определить четкие пути, которые позволят ЕС перейти от ископаемых видов топлива и ускорить темпы перехода к полностью энергоэффективной и основанной на возобновляемых источниках энергии экономике».
Группа не оценивала Великобританию, которая представила проект национального энергетического и климатического плана в Европейскую комиссию. Правительство взяло на себя обязательство по достижению нулевого уровня выбросов углерода к 2050 году и предложило Соединенному Королевству подключиться к системе торговли квотами на выбросы ЕС – одному из многих политически сложных вопросов, которые предстоит решить в ходе переговоров после Брексита.
Яна Доценко
Источник: theguardian