Про-веганские и борющиеся за права животных организации выбиваются из сил, продвигая свои кампании по привлечению людей к этичному образу жизни. Однако реакция некоторых людей – лишь более активное сопротивление. Почему это происходит?
Многие организации и группы проводят кампании по продвижению веганства, но некоторые их стратегии, кажущиеся эффективными на первый взгляд, работают далеко не всегда и не для всех.
Возьмем, например, кампании, акцентирующие внимание людей на ужасных условиях, в которых приходится существовать животным на промышленных фермах. Во-первых, это может стимулировать людей не становиться вегетарианцами, а лишь внимательнее относиться к выбору поставщика мяса. Во-вторых, кого-то такая кампания может и вовсе оттолкнуть от веганства! Известно много историй о том, как люди решали перейти на растительное питание, узнав об ужасах животноводства, но на некоторых это производит обратный эффект – они закрывают глаза на правду и просто держатся подальше от плохих новостей.
О ценностях
Между тем, по наблюдениям, не-веганы часто более восприимчивы к аргументам о том, что веганство полезно для здоровья, чем к аргументам об этике и защите окружающей среды. Но если обратиться к так называемой теории индивидуальных человеческих ценностей, которую предложил социальный психолог и исследователь Шалом Шварц, может оказаться, что сосредоточение внимания на аспекте здоровья может быть рискованным шагом, потому что оно укрепит акцент на личных интересах.
Теория Шварца предполагает, что все люди обладают одинаковым набором ценностей, но в разных пропорциях, и со временем они могут изменяться. Согласно теории Шварца, каждая ценность определяется своей мотивационной целью. Так, например, конформизм предполагает соответствие нормам и традициям и избегание причинения вреда другим людям, в то время как универсализм предполагает принятие и защиту всех людей и природы.
По мере повышения важности личных ценностей, важность ценностей универсализма уменьшается. И если основное внимание окажется обращено на здоровье, не станут ли люди есть пищу, которая считается здоровой – например, жирную рыбу? Или опасения не оправдаются, и акцент на здоровье пробудит первый интерес к веганству, который в будущем подведет людей к вопросам этики? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.
Эффективные формулировки
Лозунг «мясо – это убийство» часто используется в кампаниях. Однако можно ли добиться успеха, обвиняя других и называя их «убийцами», «насильниками» или любыми другими уничижительными терминами? Скорее, это только усилит сопротивление.
Однако даже небольшие изменения в формулировке могут существенно изменить ситуацию. Вместо того, чтобы начинать с обвинений, можно обращать внимание на то, какую пользу для окружающей среды может принести то или иное действие. Такие слова могут прозвучать еще более убедительно, если их подкрепить реальными примерами уже совершенных действий других людей.
Одна стратегия продвижения веганства не будет работать для всех
Очевидно, что все люди разные: различные в своем мышлении и пребывающие на разных этапах осознания своего пути к этичному образу жизни.
Один человек прочитает руководство по эксплуатации от корки до корки, прежде чем достанет новое оборудование из коробки, в то время как другой отбросит инструкцию в одну сторону и начнет экспериментировать с элементами управления, чтобы понять, как оно работает. Так и с веганством – вряд ли второй человек станет зачитываться статьями о том, что такое видизм и т. д.
Вопрос о том, как же, в конец концов, грамотно и эффективно продвигать веганство, очень сложен и не имеет однозначного ответа. Нам остается делать собственные выводы и помогать продвижению веганства так, как кажется нам правильным, руководствуясь известными фактами и своими чувствами.
Вероника Кузьмина