Миллиарды людей столкнутся с нехваткой еды и воды в течение следующих 30 лет из-за природных катаклизмов. Таковы выводы исследования «Глобальное моделирование вклада природы в жизнь людей», опубликованном недавно в журнале Science.
Новая модель показывает, какие районы Земли, вероятно, будут наиболее сильно затронуты изменениями, вызванными деятельностью человека, а также выявляет возможные решения. Модель доступна онлайн, чтобы любой желающий мог изучить потенциальное воздействие различных политических решений, включая непредвиденные последствия.
Пять миллиардов человек, в первую очередь в Африке и Южной Азии, вероятно, столкнутся с нехваткой продовольствия и чистой воды в ближайшие десятилетия по мере ухудшения состояния окружающей среды. Согласно первой в истории модели, в которой рассматривается вопрос о том, как природа и человек могут выжить вместе, сотни миллионов людей могут оказаться уязвимыми перед лицом повышенной опасности сильных прибрежных штормов.
«Я надеюсь, никто не шокирован тем, что миллиарды людей могут пострадать к 2050 году», – говорит Ребекка Чаплин-Крамер, ландшафтный эколог Стэнфордского университета. «Мы знаем, что во многом зависимы от природы», – продолжает Чаплин-Крамер, ведущий автор статьи «Глобальное моделирование вклада природы в жизнь людей».
Природа резко ухудшается, что было ясно продемонстрировано в первой в истории глобальной оценке биоразнообразия, опубликованной в начале этого года. Согласно Глобальному докладу об оценке биоразнообразия и экосистемных услуг, антропогенная деятельность привела к резкому изменению более 75% суши Земли и 66% Мирового океана, что ставит под угрозу исчезновения миллион видов.
Отношения человека с природой
Благополучие человека зависит от природы. Новая модель рассматривает три основных вида экологических услуг природы: чистая вода, защита побережья или опыление сельскохозяйственных культур. Модель показывает, что будущие спады в предоставлении этих услуг сильнее всего затронут людей в Африке и Южной Азии, потому что они больше всего зависят от природы, сказал Чаплин-Крамер в интервью. Люди в более богатых странах могут смягчить последствия импорта продовольствия и инфраструктуры.
Чтобы посмотреть на чистую воду, на модели изображены растения, растущие вблизи озер и рек. В зависимости от рельефа местности, климата, стока и других факторов можно рассчитать, сколько избыточных азотных удобрений с фермерских полей, расположенных выше по течению, остается в водных путях. При наложении на карты источников питьевой воды для людей она оценивает потенциальную подверженность нитратному загрязнению. Другие исследования, в которых измерялись фактические уровни загрязнения, были использованы для валидации модели, говорит Чаплин-Креймер.
Для выживания дикие опылители нуждаются в естественной среде обитания, поэтому карты мест выращивания продовольственных культур были наложены на существующие районы естественной среды обитания.
Также исследователи рассмотрели три различных сценария будущего – землепользование, климат и изменение численности населения до 2050 года, согласно анализу, проведенному организацией «Carbon Brief». Это стандартизированные сценарии, учитывающие изменения в обществе, демографической ситуации и экономике.
Исследование рисует «глубоко тревожную картину социального бремени утраты природы», – пишет Патрисия Балванера, эколог Национального автономного университета Мехико, в сопроводительной статье в журнале Science. «Что действительно страшно, так это то, что модель рассматривала только три из 18 вкладов в благосостояние человека, которые мы определили», – говорит Балванера.
Ухудшение состояния природы очевидно – например, мы потеряли 85% всех водно-болотных угодий, но последствия этой утраты таковыми не являются, говорит она. Новая модель делает такого рода воздействие ощутимым, показывая, сколько людей пострадали и где. Он также достаточно мелкомасштабен, чтобы выявить последствия потери природы на каждые 300 на 300 метров участка Земли. Это показывает, где восстановление природы или предотвращение ее утраты приносит наибольшую пользу.
По словам Балванеры, масштабы этих воздействий не будут смягчаться с помощью технологий или инфраструктуры. Южной Азии придется построить тысячи водоочистных станций, чтобы обеспечить людей чистой водой, в которой они нуждаются, тогда как природа делает это бесплатно. Мадагаскар не может себе позволить строительство дамбы для защиты своего побережья, но может восстановить свои прибрежные сообщества мангровых лесов и морских трав.
В докладе о глобальной оценке сделан вывод о необходимости радикальных изменений в наших системах управления, экономики, производства продовольствия, энергетики и других областях, сказал сэр Роберт Уотсон, бывший председатель Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам, который проводил оценку.
«Это такой инструмент, который рассматривает вероятное научно-обоснованное будущее, которое может помочь правительствам избежать плохих результатов», – говорит Уотсон.
Яна Доценко
Источник: National Geographic