Судьба промышленно выращенных животных является одним из наиболее актуальных этических вопросов нашего времени. Десятки миллиардов живых существ, каждый из которых обладает своими сложными ощущениями и эмоциями, живут и умирают на производственной линии.
За всю историю жизни на нашей планете никто не страдал так, как животные. То, что происходит с одомашненными животными на промышленных фермах, является, пожалуй, худшим преступлением в истории. Тропа человеческого прогресса усыпана телами мертвых животных.
Даже наши далекие предки из каменного века, жившие десятки тысяч лет назад, уже были ответственны за ряд экологических катастроф. Когда первые люди достигли Австралии около 45 000 лет назад, вскоре они довели до грани исчезновения 90% населявших ее видов крупных животных. Это было первое значительное влияние, которое человек разумный оказал на экосистему планеты – и не последнее.
Около 15 000 лет назад люди колонизировали Америку, уничтожив при этом около 75% ее крупных млекопитающих. Многие другие виды исчезли из Африки, Евразии и множества островов вокруг их побережья. Археологические данные всех стран рассказывают одну и ту же печальную историю.
История развития жизни на Земле – словно трагедия в нескольких сценах. Открывается она сценой, показывающей богатую и разнообразную популяцию крупных животных, без каких-либо следов Homo Sapiens. Во второй сцене появляются люди, о чем свидетельствуют окаменелые кости, острия копья и костры. Сразу следует третья сцена, в которой люди занимают центральное место, а большинство крупных животных, наряду со многими более мелкими, исчезли.
В целом, люди уничтожили около 50% всех крупных наземных млекопитающих планеты еще до того, как они посадили первое пшеничное поле, создали первый металлический инструмент труда, написали первый текст и вычеканили первую монету.
Следующей важной вехой в отношениях между человеком и животным стала сельскохозяйственная революция: процесс, благодаря которому мы превратились из кочевых охотников-собирателей в фермеров, живущих в постоянных поселениях. В результате этого появилась совершенно новая форма жизни на Земле: одомашненные животные. Первоначально это могло показаться незначительным изменением, поскольку людям удалось одомашнить менее 20 видов млекопитающих и птиц по сравнению с бесчисленными тысячами видов, которые остались «дикими». Тем не менее, с течением веков, эта новая форма жизни стала все более распространенной.
Сегодня более 90% всех крупных животных одомашнены («крупные» – т. е. животные весом не менее нескольких килограммов). Взять, например, курицу. Десять тысяч лет назад это была редкая птица, ареал обитания которой ограничивался небольшими нишами в Южной Азии. Сегодня практически на всех континентах и островах, кроме Антарктиды, живут миллиарды куриц. Одомашненная курица, пожалуй, самая распространенная птица на нашей планете.
Если бы успех вида измерялся количеством особей, курицы, коровы и свиньи были бы бесспорными лидерами. Увы, одомашненные виды заплатили за свой беспрецедентный коллективный успех беспрецедентными индивидуальными страданиями. Животное царство познало много видов боли и страданий за минувшие миллионы лет. И все же сельскохозяйственная революция породила совершенно новые виды страданий, которые только усугублялись по мере течения времени.
На первый взгляд, может показаться, что одомашненным животным живется гораздо лучше, чем их диким сородичам и предкам. Дикие буйволы проводят свои дни в поисках пищи, воды и укрытия, и их жизням постоянно угрожают львы, паразиты, наводнения и засухи. Домашний скот, напротив, окружен людской заботой и защитой. Люди обеспечивают скот пищей, водой и кровом, лечат его болезни и защищают от хищников и стихийных бедствий.
Правда, большинство коров и телят рано или поздно оказываются на бойне. Но делает ли это их судьбу хуже, чем у диких животных? Лучше быть поглощенным львом, чем убитым человеком? Зубы крокодила добрее стальных лезвий?
Но то, что делает существование одомашненных сельскохозяйственных животных особенно печальным, заключается даже не столько в том, как они умирают, но, прежде всего, в том, как они живут. Два конкурирующих фактора сформировали условия жизни сельскохозяйственных животных: с одной стороны, люди хотят мяса, молока, яиц, кожи и силы животных; с другой стороны, люди должны обеспечивать их долгосрочное выживание и размножение.
Теоретически это должно защищать животных от крайней жестокости. Если фермер доит свою корову, не обеспечивая ее едой и водой, производство молока уменьшится, и сама корова быстро умрет. Но, к сожалению, люди могут причинить огромные страдания сельскохозяйственным животным другими способами, даже обеспечивая их выживание и размножение.
Корень проблемы заключается в том, что одомашненные животные унаследовали от своих диких предков многие физические, эмоциональные и социальные потребности, которые им не удовлетворить на фермах. Фермеры обычно игнорируют эти потребности: запирают животных в крошечных клетках, калечат их рога и хвосты, отделяют матерей от потомства. Животные сильно страдают, но вынуждены продолжать жить и размножаться в таких условиях.
Но разве эти неудовлетворенные потребности не противоречит самым основным принципам дарвиновской эволюции? Теория эволюции утверждает, что все инстинкты и побуждения развивались в интересах выживания и размножения. Если это так, разве непрерывное размножение сельскохозяйственных животных не доказывает, что все их реальные потребности удовлетворены? Как корова может иметь «потребность», которая на самом деле не важна для выживания и размножения?
Конечно, верно, что все инстинкты и побуждения развивались, чтобы соответствовать эволюционному давлению целей выживания и размножения. Однако когда это давление исчезают, сформированные им инстинкты и побуждения не испаряются мгновенно. Даже если они больше не способствуют выживанию и размножению, они продолжают формировать субъективные переживания животного.
Физические, эмоциональные и социальные потребности современных коров, собак и людей отражают не их нынешнее состояние, а скорее эволюционное давление, с которым сталкивались их предки десятки тысяч лет назад. Почему современные люди так любят сладости? Не потому, что в начале XXI века мы должны есть мороженое и шоколад, чтобы выжить, но потому, что, когда наши предки из каменного века сталкивались со сладкими, созревшими фруктами, разумно было съесть их как можно больше и как можно скорее. Почему молодые люди ведут себя безрассудно, ввязываются в жестокие стычки и взламывают конфиденциальные интернет-сайты? Потому что они подчиняются древним генетическим указам. 70 000 лет назад молодой охотник, который рисковал своей жизнью, преследуя мамонта, затмил бы всех своих конкурентов и заполучил руку местной красавицы – а нам передались его гены.
Точно такая же эволюционная логика формирует жизнь коров и телят на наших промышленных фермах. Их древние предки были социальными животными. Чтобы выживать и размножаться, им нужно было эффективно взаимодействовать между собой, сотрудничать и конкурировать.
Как и все социальные млекопитающие, дикий скот получал необходимые социальные навыки через игру. Щенки, котята, телята и дети любят играть, потому что эволюция привила им это побуждение. В дикой природе животным нужно было играть – если бы они этого не делали, они бы не изучали социальные навыки, жизненно важные для выживания и размножения. Точно так же эволюция привела к появлению у щенков, котят, телят и детей непреодолимое желание находиться рядом со своими матерями.
Что происходит, когда фермеры теперь забирают молодого теленка, разлучая с матерью, сажают в крошечную клетку, вакцинируют от различных болезней, дают пищу и воду, а затем, когда теленок становится взрослой коровой, искусственно осеменяют ее? С объективной точки зрения, этот теленок больше не нуждается ни в материнских связях, ни в приятелях для выживания и размножения. Люди заботятся обо всех потребностях животного. Но с субъективной точки зрения, теленок все еще испытывает сильное желание быть с матерью и играть с другими телятами. Если эти побуждения не удовлетворены, теленок сильно страдает.
Это основной урок эволюционной психологии: потребность, сформировавшаяся тысячи поколений назад, продолжает ощущаться субъективно, даже если она больше не нужна для выживания и размножения в настоящем времени. К сожалению, сельскохозяйственная революция дала людям возможность обеспечить выживание и размножение одомашненных животных, игнорируя при этом их субъективные потребности. В результате одомашненные животные являются самыми успешно размножающимися животными, но в то же время – самыми несчастными животными, которые когда-либо существовали.
За последние несколько веков, когда традиционное сельское хозяйство уступило место промышленному, ситуация только ухудшилась. В традиционных обществах, таких как древний Египет, Римская империя или средневековый Китай, люди обладали очень ограниченными познаниями в сфере биохимии, генетики, зоологии и эпидемиологии – следовательно, их манипулятивные возможности были ограничены. В средневековых деревнях цыплята свободно бегали по дворам, клевали семена и червей из мусорных куч и строили гнезда в сараях. Если бы честолюбивый крестьянин попытался запереть 1000 кур в переполненном курятнике, то, вероятно, возникла бы смертельная эпидемия птичьего гриппа, уничтожившая всех кур, а также многих сельских жителей. Ни один священник, шаман или знахарь не смогли бы предотвратить это. Но как только современная наука расшифровала секреты птичьего организма, вирусов и антибиотиков, люди начали подвергать животных экстремальным условиям жизни. С помощью прививок, лекарств, гормонов, пестицидов, систем центрального кондиционирования и автоматических кормушек теперь можно заключить десятки тысяч цыплят в крошечные курятники и производить мясо и яйца с беспрецедентной эффективностью.
Судьба животных в таких промышленных условиях стала одной из самых актуальных этических проблем нашего времени. В настоящее время большинство крупных животных живут на промышленных фермах. Мы представляем, что наша планета населена в основном львами, слонами, китами и пингвинами и прочими необычными животными. Так может показаться после просмотра National Geographic, фильмов Диснея и детских сказок, но реальность не такова. В мире насчитывается 40 000 львов и около 1 миллиарда одомашненных свиней; 500 000 слонов и 1,5 миллиарда одомашненных коров; 50 миллионов пингвинов и 20 миллиардов кур.
Вот почему главный этический вопрос – условия существования сельскохозяйственных животных. Он касается большинства крупных созданий Земли: десятков миллиардов живых существ, каждое из которых имеет сложный внутренний мир ощущений и эмоций, но которые живут и умирают на промышленной производственной линии.
Научные исследования животных сыграли мрачную роль в этой трагедии. Научное сообщество использует свои растущие познания о животных, главным образом, для более эффективного управления их жизнью на службе человеческой промышленности. Тем не менее, благодаря этим же исследованиям стало известно, что сельскохозяйственные животные, вне сомнений – чувствующие существа со сложными социальными отношениями и сложными психологическими моделями. Они могут быть не такими умными, как мы, но они наверняка знают, что такое боль, страх и одиночество. Они тоже могут страдать, и они тоже могут быть счастливы.
Настало время задуматься об этом всерьез. Человеческая сила продолжает расти, и наша способность вредить или приносить пользу другим животным возрастает вместе с ней. В течение 4 миллиардов лет жизнь на Земле регулировалась естественным отбором. Теперь она все больше регулируется замыслами человека. Но нам нельзя забывать, что, совершенствуя мир, мы должны принимать во внимание благополучие всех живых существ, а не только человека разумного.
Вероника Кузьмина
Источник: The Guardian