Возможно ли, что в скором будущем человечество откажется от употребления мяса? И каким будет этот новый мир? Такие вопросы поднимает фильм BBC Carnage. Но что говорят нынешние тенденции и какова вероятность наступления безмясной утопии?
Будут ли наши внуки, оглядываясь назад многие годы спустя, вспоминать нашу эпоху как время, когда люди ели других живых существ, когда их дедушка и бабушка участвовали в кровопролитии и причинении ненужных страданий? Станет ли для них прошлое – наше настоящее – невообразимым и ужасным шоу непрекращающегося насилия? Такие вопросы ставит фильм Carnage, выпущенный BBC в 2017 году. В фильме рассказывается об утопии, наступившей в 2067 году, когда люди перестают разводить животных для потребления в пищу.
Carnage (анг. резня) – это псевдодокументальный фильм, снятый комиком Саймоном Амстеллом. Но давайте на мгновение серьезно задумаемся над его посылом. Возможен ли «пост-мясной» мир? Можем ли мы стать обществом, где животные, выращиваемые на ферме, свободны и имеют равный с нами статус и могут свободно жить среди людей?
Есть несколько веских причин, почему такое будущее, увы, весьма маловероятно. Для начала, количество животных, убиваемых во всем мире, в данный момент поистине огромно. Животные погибают от людских рук из-за охоты, браконьерства и нежелания заботиться о домашних питомцах, но, безусловно, больше всего животных погибает из-за промышленного сельского хозяйства. Статистика ошеломляет: по меньшей мере 55 миллиардов животных погибают в мировой сельскохозяйственной индустрии каждый год, и эта цифра с каждым годом только растет. Несмотря на маркетинговые истории о благополучии фермерских животных, фабричное сельское хозяйство означает насилие, дискомфорт и страдания в огромных масштабах.
Вот почему Юваль Ной Харари, автор книги «Sapiens. Краткая история человечества», называет наше обращение с одомашненными животными на промышленных фермах «возможно, худшим преступлением в истории».
Если же обратить внимание на психологический аспект поедания мяса, будущая утопия кажется еще более маловероятной. Дело в том, что большинство людей, которые едят мясо, выражают озабоченность по поводу благополучия животных и испытывают беспокойство из-за того, что с мясом на их тарелке связаны смерть или дискомфорт животных. Но, тем не менее, от мяса они не отказываются.
Психологи называют это противоречие между убеждениями и поведением «когнитивным диссонансом». Такой диссонанс вызывает у нас дискомфорт и мы ищем способы его уменьшить, но, по своей природе, обычно прибегаем только к самым простым способам сделать это. Поэтому вместо того, чтобы в корне менять свое поведение, мы меняем свое мышление и разрабатываем такие стратегии, как оправдывающие мысли (животные не способны страдать, как мы; у них была хорошая жизнь) или отрицание своей ответственности за это (я делаю то, что делают все; это необходимо; меня заставили есть мясо; это естественно).
Стратегии уменьшения диссонанса, как это ни парадоксально, часто приводят к увеличению «поведения, вызывающего моральный дискомфорт», в данном случае – употребления мяса. Такая форма поведения превращается в круговой процесс и становится привычной частью традиций и социальных норм.
Путь к миру без мяса
Однако есть основания и для оптимизма. Прежде всего, медицинские исследования все больше убеждают нас, что употребление мяса связано с возникновением множественных проблем со здоровьем. Между тем, заменители мяса становятся все более привлекательными для потребителей, поскольку технологии не стоят на месте и цены на растительный белок постепенно снижаются.
Также все больше людей выражают обеспокоенность благополучием животных и предпринимают меры для изменения ситуации. Примерами могут служить успешные кампании против плененных косаток и цирковых животных, широко распространенные вопросы об этичности зоопарков и растущее движение в защиту прав животных.
Однако самым важным фактором, влияющим на ситуацию, может стать климатическая ситуация. При производстве мяса ресурсы используются крайне неэффективно (поскольку сельскохозяйственные животные едят пищу, которая могла бы кормить самих людей), в то время как коровы, как известно, выделяют много метана. ООН заявляет, что крупномасштабное промышленное животноводство является одним из «наиболее значительных факторов, способствующих возникновению серьезных экологических проблем на всех уровнях – от локального до глобального». Глобальное сокращение потребления мяса является одним из лучших способов борьбы с изменением климата. Потребление мяса вскоре может начать сокращаться естественным путем из-за нехватки ресурсов для его производства.
Ни одна из этих тенденций по отдельности не предполагает социальных изменений в масштабе, представленном в фильме Carnage, но вместе они могут добиться нужного эффекта. Люди, осознающие все минусы поедания мяса, чаще всего становятся веганами и вегетарианцами. Тенденция распространения растительного образа жизни особенно заметна среди молодых людей – что важно, если мы действительно рассчитываем увидеть значительные изменения по прошествии 50-ти лет. И давайте посмотрим правде в глаза: необходимость сделать все возможное, чтобы коллективно сократить выбросы углерода и смягчить наихудшие последствия изменения климата, станет еще более насущной по мере приближения к 2067 году.
Итак, нынешние тенденции дают надежду на то, что взаимосвязанная психологическая, социальная и культурная динамика, которая заставляет нас регулярно есть мясо, может начать ослабевать. Такие фильмы, как Carnage, также способствуют этому процессу, открывая нашему воображению видение альтернативного будущего. Если вы еще видели этот фильм, уделите ему один вечер – он сможет вас позабавить и даст некоторую пищу для размышлений.
Вероника Кузьмина
Источник: The Conversation