Джоди Эттенберг, автор «Справочника по еде в путешествиях», рассказывает о своем опыте випассаны. Ей было трудно представить, что ее ожидает, и теперь она делится в статье своими впечатлениями и вынесенными уроками.
Я записалась на курс випассаны в момент отчаянья. Год меня мучила бессонница, и без нормального отдыха стали атаковать приступы паники. Еще я страдала хронической болью из-за несчастного случая в детстве, который вызвал переломы ребер и травму спины.
Я выбрала курс, который проходил в Новой Зеландии. У меня уже были за спиной модные классы медитации, но випассана ассоциировалась у меня с дисциплиной и тяжелой работой. Страх переборола перспектива оказаться в кругу людей с позитивным мышлением.
Випассана отличается от традиционных медитаций с пением мантр. Независимо от того, что вы неудобно сидите, чувствуете боль, ваши руки и ноги затекли, а мозг просится на свободу, нужно сфокусировать внимание на физических ощущениях. Через 10 дней тренировки вы начинаете переставать реагировать на превратности жизни.
Исходящие от буддизма, современные курсы носят светский характер. Когда друзья спросили, почему я охотно направляюсь в одиночную камеру, я сказала, что хочу разбить свой мозг и собрать его заново. Я шутила, что мой «жесткий диск» нуждается в дефрагментации.
В первый же день в 4 утра у моей двери раздался звонок, напоминая, что надо просыпаться, несмотря на темноту. Я почувствовала, как гнев растет во мне – это был первый шаг к выработке невозмутимости. Пришлось встать с койки и приготовиться к медитации. Цель первого дня была сосредоточиться на дыхании. Мозг должен был осознать только то, что вы дышите. Мне трудно было сосредоточиться из-за постоянного жжения в спине.
В первый день, устав от боли и паники, я воспользовалась возможностью поговорить с учителем. Безмятежно глядя на меня, он спросил, как долго я медитировала раньше. Я была в таком отчаянии, что готова была сойти с дистанции. Учитель же объяснил, что моя ошибка – концентрация на боли, из-за чего последняя увеличивалась.
Из зала для медитаций мы выбрались на яркое солнце Новой Зеландии. Учитель предложил мне использовать деревянное L-образное приспособление, чтобы поддерживать спину во время занятий. Он ничего не сказал о том, правильно ли я медитировала, но его послание было ясно: я боролась против себя, а не против кого-то другого.
После первый трех дней работы с дыханием нас познакомили с випассаной. Было дано указание осознавать ощущения, будь это даже боль. Мы тренировали умы, чтобы создать барьер против слепой реакции. Простейший пример – если нога затекла, мозг может беспокоиться, сможете ли вы встать. В это время вы должны концентрироваться на шее и игнорировать ногу, напоминая себе, что боль преходяща, как и все остальное.
На четвертый день пришел черед «часов сильной решимости». Три раза в день нам не разрешали двигаться. У тебя болит нога? Очень жаль. Сильно чешется нос? Нельзя его трогать. В течение часа вы сидите и сканируете свое тело. Если что-то где-то болит, мы просто не обращаем на это внимание. На этом этапе много участников покинуло курс. Я внушала себе, что это только 10 дней.
Когда вы проходите курс випассаны, вы принимаете пять условий: ни убийство, ни воровство, ни ложь, ни секс, ни интоксиканты. Не пишите, не говорите, не смотрите в глаза, не общаетесь. Исследования показывают, что слепые или глухие обладают повышенными способностями в других ощущениях. Когда мозг лишается одного входящего источника, он перестраивается, чтобы обострить другие чувства. Это явление называется «кросс-модальная нейропластика». На курсе я почувствовала это – не могла говорить или писать, а мозг работал на полную катушку.
Оставшуюся неделю, пока остальные сидели на траве, наслаждаясь солнцем между сеансами, я оставалась в своей келье. Забавно было наблюдать над работой мозга. Раньше я слышала, что преждевременная тревога всегда бесполезна, ибо чего вы боитесь, никогда не случится. Я боялась пауков…
К шестому дню я уже была уставшей от боли, бессонных ночей и постоянных мыслей. Другие участники говорили об ярких воспоминаниях детства или сексуальных фантазиях. У меня было страшное желание бегать по залу для медитаций и кричать.
На восьмой день у меня первый раз получилось провести «час сильной решимости» без движения. Когда зазвонил гонг, я была мокрая от пота.
К концу курса ученики часто отмечают, что во время медитации чувствуют сильный поток энергии по телу. У меня было не так. Но случилось самое важное – я смогла отвлечься от болезненных ощущений.
Это была победа!
Извлеченные уроки
Мой результат был может и небольшим, но важным. Я снова начала спать. Как только мне стали доступны ручка и бумага, я записала пришедшие ко мне выводы.
1. Наша общая одержимость поиском счастья – не повод для медитации. Современная нейронаука может говорить о другом, но не нужно медитировать, чтобы быть счастливым. Оставаться в стабильности, когда жизнь идет наперекосяк – это лучший выход.
2. Многие сложности нашей жизни берут начало в предположениях, которые мы делаем, и нашей реакции на них. За 10 дней вы понимаете, насколько мозг искажает реальность. Часто это гнев или страх, и мы лелеем их в нашем сознании. Мы думаем, что чувства объективны, но они окрашены нашими знаниями и испытываемым недовольством.
3. Над собой нужно работать. Первые дни випассаны вы разрушаете себя, и это очень сложно. Но 10 дней дисциплинированной практики обязательно повлекут за собой изменения.
4. Перфекционизм может быть опасен. Нет совершенства, и нет объективной оценки того, что считается «правильным». Курс дал мне понять, что если у вас есть система ценностей, позволяющая принять честные решения, - это уже хорошо.
5. Научиться перестать реагировать – способ борьбы с болью. Для меня этот урок был особенно важен. Я бы не пришла к такому выводу без курса, так как я слишком упряма. Теперь я понимаю, что следя за своей болью, я ее чрезвычайно усугубляла. Иногда мы держимся за то, чего боимся и что ненавидим.