Согласно возрастной периодизации, раннее детство – это период от 1 до 3 лет. Но мне больше нравится термин «тоддлер» для этого периода, так как он более информативен и переводится дословно как «ребенок, начинающий ходить». Однако вообще, ребенок в этом возрасте много что начинает. Давайте взглянем на этот процесс чуть подробнее. И да, это именно процесс развития, который завершится очень нескоро.
Тоддлер начинает ходить. И хотя скорость роста позвоночника снижается, в нем происходят важные качественные изменения, связанные с формированием изгибов. При этом мускулатура развивается не равномерно: та, что обеспечивает удержание позы, уже достаточно сформирована, и дальнейшее ее развитие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, а мышцы, от которых зависят сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь очередной, далеко не последний этап своего развития. С этим связаны многие особенности движений тоддлеров, в частности их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Ни настоящей силы, ни быстроты, ни выносливости ребенок еще проявить не может: для этого не готовы ни сами мышцы, ни управляющие ими нервные центры. Содержание окислительных ферментов в мышечных клетках еще очень невелико, и общие затраты энергии на мышечную активность остаются низкими. При этом мышцы-сгибатели развиты гораздо лучше, чем мышцы-разгибатели. Однако подтянуться такой ребенок еще не может, необходимых для этого анаэробно-гликолитических волокон в структуре его мышц еще нет.
У тоддлера начинают формироваться своды стопы. Совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна. Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы. Тут все взаимосвязано. Чем быстрее тоддлер учится бегать, тем быстрее он должен зрительно распознавать окружающие его предметы. Интенсивное развитие нейронного аппарата коры больших полушарий проявляется в усилении метаболизма нервных клеток. Отмечается четкий затылочно-лобный градиент выраженности альфа-ритма: максимальная выраженность – в затылочных областях коры, а минимальная – в лобных, проще говоря, активно структурируется зона мозга, отвечающая за зрение, при этом в зоне мозга, отвечающей за произвольность поведения и концентрацию внимания, почти ничего не происходит, в итоге это способствует развитию операций опознания и запечатления предметов. Ребенок этого возраста начинает узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. Если годовалому ребенку для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с предметом и интеграция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (тактильный, звуковой, обонятельный), то на рассматриваемом этапе онтогенеза на основе уже сформированного эталона опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов, в основном зрительного.
Тоддлер начинает говорить. Все большую роль в процессе выполнения движений начинает играть речевая инструкция взрослых и собственная речь ребенка. Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале слово связывается с определенным конкретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению – обобщать.
У тоддлера формируется самосознание («Я сам»). К 3-летнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых. Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости. В психологии этот период обозначается как кризис 3-летнего возраста.
Ребенок в этом возрасте осваивает большое количество так называемых «инструментальных движений»: учится есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчесываться, мыть себя, учится выполнять графические движения («Возрастная физиология» под редакцией М.М. Безруких, Ф.Д. Сонькина, Д.А. Фарбер).
У тоддлера начинают активно расти зубки, что частенько сопровождается текущим носом, раздражительностью, повышением температуры.
У тоддлера меняется ведущая деятельность. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет.
Подытожим, этой сверхнудной по современным меркам информацией я стремлюсь оформить следующую мысль: часто заявляемые на занятиях йогой «формирование», «улучшение» и «развитие» гибкости, выносливости и прочего просто биохимически еще не готово для того, чтобы мы что-то там начинали усовершенствовать. Ну не можем мы улучшить то, что еще даже не сформировалось в организме тоддлера.
Мария Монтессори словно предвосхищает будущее повальное увлечение «ранним развитием», акцентируя внимание на том, что мы не можем «ускорить естественный процесс». А ведь свою педагогическую систему она создавала для «особых» детей, и ни о каком раннем развитий речи 100 лет назад речи не шло. Кстати, Монтессори 10 лет прожила в Индии и о йоге знала не понаслышке.
Сейчас, спустя 100 лет, понятно, что Мария Монтессори имела дело скорее с педагогически запущенными детьми, нежели с врожденной умственной отсталостью (олигофренией разной степени тяжести). Я давно работаю с малышами, и педагогическая запущенность – остается фактом нашей современности. Вот тут-то и проглядывают первые лучики йоги. Йога – это срединный путь, это баланс между ранним развитием и педагогической запущенностью. Йога – это связь. В нашем случае теснейшая психоэмоциональная связь ребенка и взрослого. Чтобы ребенка развивать, его нужно в первую очередь понять. Реальность наших дней такова, что классическая семья из трех человек формирует несколько диковатого ребеночка. Причины тому – узкий круг общения и несбалансированность сенсорного опыта.
Из чего состоит занятие йогой в группе тоддлеров? Любой тренер, работающий с этим возрастом знает: тоддлеру надо дать что-то в руки. Разумеется, дети занимаются вместе с мамой. Значит и предмет должен быть и у мамы, и у ребенка, чтобы ребенок мог отзеркаливать деятельность мамы. По факту за любым предметом можно вытягиваться, удерживать в силовой асане или сохранять баланс.
Так как ведущая деятельность ребенка в этом возрасте – предметная, или наглядно-действенная, то и собственно практика йоги может включать в себя выполнение парных асан, пальчиковую гимнастику, массаж, совместные игры, музыкальные паузы, произвольное копирование ребенком асан, выполняемых мамой, релаксация. Одна из интереснейших задач, решаемых в такой практике – это социализация детей. И немалая часть времени уходит на адаптацию ребенка к группе. А учитывая возраст и общую болезненность детей в этом нежном возрасте, на большую подвижность состава группы.
Мне при описании занятий в таких группах приходят на ум строчки:
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень».
Никогда больше в процессе своего развития дети не будут так сильно отставать или опережать друг от друга. Кто-то уже болтает без умолку, а кто-то молчит, как рыбка; кто-то уже прыгает и может повторять движения пальчиковой гимнастики (а это мелкая моторика!), а кто-то только начал ходить без опоры; кто-то может удерживать внимание 5-10 минут, а кто-то в принципе не готов даже услышать инструкцию «сядь на коврик»; кто-то только вышел из периода эмоциональной связи с мамой, а кто-то уже вошел в период сюжетно-ролевой игры, благополучно пройдя период предметной деятельности.
На каждый из уровней текущего развития ребенка есть занятия. Но в групповой работе инструктор йоги, разумеется, будет следовать общему плану, лишь немного меняя сложность в зависимости от группы, если она не чрезвычайно разнородна. К большому сожалению, не все мамы понимают, что это не ребенок не справляется, а конкретно это упражнение ему пока не под силу выполнить. Говоря «не под силу», я имею ввиду самые простые вещи: выполнить инструкцию – возьмите один мячик из корзины, поднимите руки вверх. Большинство детей на таких занятиях либо сначала сидят и смотрят на инструктора, не двигаясь, потом начинают искать, что бы повертеть в руках (ведущая деятельность у большинства – предметная, от природы не убежишь); либо сразу начинают ходить\бегать по классу в поисках того, что бы подвигать\потрогать. О да, это настоящее испытание для нервной системы мамы, которая точно знает, что занимаются йогой на коврике. Но только вот тоддлеру все равно, и он будет этот коврик заворачивать, переворачивать, а самые любопытные попробуют даже пожевать. Конечно, со временем ребенок начнет понимать, зачем ходят на занятия, и как тут себя ведут. Но и тут подвох: кому-то понадобится 3-4 занятия, а кому-то 2-3 месяца. Дышите глубже и запасайтесь терпением.
Самое время вспомнить, что на сегодняшний день не существует исследований воздействия йоги на детей любого возраста. Говоря об исследованиях, я имею в виду классическое научное валидизированное исследование с контрольной группой и т. д. Следовательно, все эти утверждения о невероятной и всесторонней пользе йоги для детей не имеют под собой научной почвы. И если большинство взрослых могут самостоятельно отрефлексировать, нужна ли им йога, и какое воздействие вообще оказывает практика, ребенка же на йогу водят, он развивается и так сам по себе довольно активно, и мамочка должна понимать, ради кого эти занятия посещает.
Йога – это, конечно же, не только асаны. Поэтому в конце я хочу вспомнить один из основополагающих трудов йоги «Йога – Сутры» Патанджали, глава II. «О способах осуществления», Сутра 30: вот виды ограничении (яма): ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого (астея), воздержание (брахмачатья), нестяжательство (апариграха). Если вдуматься, то именно эта ступень из восьми отлично ложится на рассматриваемый нами возраст.
Ахимса. Именно в этом возрасте дети нещадно терзают домашних питомцев и могут проявлять свое неудовольствие уже не только криком, но и щипанием, шлепаньем и толканием родителей. Наша задача – показать, что такой способ неприемлем и предложить другие.
Сатья – кризис 3-х лет, формирование самостоятельности активно проходит с использованием частички «не». Ребенок познает мир не такой, как он есть на самом деле. Он учится лукавить, добиваясь своего, а аппетиты ребенка безграничны (например, мамин телефон, ежедневно новая игрушка и т.д.). Наша задача – показать последствия такого поведения и образец адекватного реагирования.
Астея. Песочница во дворе, это же полигон для оттачивания навыка завоевания и права сильнейшего. Наша задача – показать альтернативные действия: меняться, делиться, договариваться.
Брахмачарья. Для этого возраста актуальна формулировка «учимся ждать». Например, когда мама готовит обед, важно умение ребенка занимать самого себя; важно ждать своей очереди на горку – это социализация, ходить на горшок – это отказ от памперсов и умение управлять своими сфинктерами. А все вместе – это развитие долговременной памяти и концентрации внимания.
Апариграха. Приведу пример, ребенок, впервые попадая в монтессори-среду (это когда на невысоких полках стоят самые разнообразные комплекты предметов), теряется от разнообразия и берет в руку самое понравившееся, затем видит еще что-то интересное, берет во вторую. Он идет дальше и видит что-то еще, а руки уже заняты, он бросает предыдущее, берет следующее, пропуская самый важный этап наглядно-действенного опыта. Ему бы остаться у первого понравившегося предмета, рассмотреть его, поманипулировать, получить сенсорный опыт, но тоддлер ушел собирать «самое ценное». Наша задача – привлечь внимание тоддлера к первому же понравившемуся предмету, показать способы взаимодействия. Объем внимания тоддлера не готов к большому количеству предметов одновременно. Это же относится и к игрушкам дома, не надо много, надо разнообразно взаимодействовать с малым количеством.
Как видите, йоге место не только в зале на коврике, а позаниматься ей можно и по видео дома. Я желаю вам осознанного продвижения в практике йоги.
Евгения Чуманова