Всё чаще на йоговских сайтах и форумах можно встретить приглашения на ретрит. Когда я вижу, что ретрит проводится в курортном месте на море, меня начинают терзать смутные сомнения. Разве ретрит не означает уединение и тишину? И разве остались у нас пустынные морские берега, способствующие глубокому погружению в себя? Или слово «ретрит» стали использовать в каком-то ином значении? Я бывала в йога-турах, проходила ретриты и даже один раз участвовала в 10-дневной випассане. И, надо заметить, что последние две практики не имеют ничего общего с оздоровительным отдыхом на лоне природы. Давайте разбираться, что всё-таки стоит за этими словами.
Йога-тур – это самое простое, на что может подписаться новичок в йоге. Тур может проходить в одном месте – в так называемом месте силы, или в виде паломничества по нескольким точкам, например, по следам великих йогов прошлого. Йога-тур обычно организуют один или два йога-тичера, которые предлагают довольно стандартную программу: классы асан, как правило, дважды в день – утром и вечером, к этому иногда добавляют пранаямы и медитации, наиболее продвинутые устраивают лекции и семинары. Это времяпровождение легко можно объединить с отдыхом, поэтому большой популярностью пользуются пляжные туры, позволяющие убить двух зайцев сразу: можно и живот подтянуть, и с загаром вернуться. Туристическая индустрия ставит йога-туры на один уровень с другими активными видами отдыха вроде горнолыжных туров. Ожидать от таких поездок грандиозных инсайтов не стоит, хотя, безусловно, вы вернетесь обновленными, с новыми друзьями и впечатлениями. И первое время после возвращения наверняка будете просыпаться рано, начинать свой день не с бутербродов, а с серии асан, и вообще начнете питаться вегетарианской пищей (если вы до сих пор не вегетарианец) и рассказывать своим близким о пользе экадашей. В общем, в йога-туре может случиться много неожиданного и прекрасного.
Для продвинутых практиков йоги есть иные способы провести отпуск. Ретри́т, а также ритри́т (от англ. retreat) переводится как «уединение», «удаление от общества», «затворничество». Предполагается, что духовный искатель на время удаляется от мирской суеты, чтобы успокоить ум, взять под контроль эмоции и найти ответы на глубинные вопросы. Основоположником этой практики можно считать Будду Шакьямуни, который уединился от мира для познания себя и помощи другим живым существам в избавлении их от страданий. У буддийских монахов до сих пор есть традиция уходить в затворничество на три месяца (на период сезона дождей) или на более длительный срок. В настоящее время существуют ретритные центры, школы, монастыри и ашрамы по всему миру, которые предлагают уединенную практику на разные периоды времени в зависимости от целей – от нескольких дней до нескольких лет.
Ретриты бывают индивидуальными и коллективными. В групповом ретрите обязательно существует четкий распорядок дня, в котором сочетаются, например, статические и динамические медитации, а также установлены определенные нормы поведения, например, запрет на курение, употребление алкоголя, употребление убойной пищи. Нарушать эти правила недопустимо. Практики, выполняемые во время ретрита, могут быть разными – это зависит от школ и учителей. Часто ретриты проводятся в молчании.
Так что же тогда випассана? Глобально этим словом обозначают медитативные практики. У нас чаще всего под випассаной понимают ретрит, состоящий из медитативных практик, проходящий в полном молчании под руководством опытного наставника. Все контакты с внешним миром при этом полностью прекращаются: телефоны и прочие девайсы сдаются, общение может быть только с мастером и то обычно с помощью записок. Эта практика имеет также буддийские корни. Вообще випассана (пали) или випашьяна (санскр. vipaśyana) переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение». Суть в том, что по мере развития концентрации (чаще на дыхании), тело и ум успокаиваются, приходит осознанность, а вместе с этим яркое и острое понимание себя и окружающих вещей как они есть. В России можно пройти 10-дневную випассану по методике индуистского мастера Сатья Гоенка: практика сводится к постоянной неподвижной медитации, которая прерывается лишь едой и сном. Существует также схема випассаны от Махаси Саядо – буддийского монаха из Бирмы, предложившего чередовать статичные медитационные сессии с практикой медитативной ходьбы. Я проходила випассану по второму варианту, в который также были включены асаны и пранаямы. Считаю его более щадящим для современного офисного человека. Если для вас и 20 минут просидеть неподвижно кажется жёсткой аскезой, не говоря уже о двух часах, а потом еще двух, и так несколько раз в день, то воспользуйтесь разработкой Махаси Саядо. Ну или просто езжайте в йога-тур, чтобы не мучиться.
Почему же сейчас пошла такая мода на «ретриты»? Дело в том, что сейчас словом «ретрит» всё чаще обозначают времяпрепровождение, посвящённое любой духовной практике. От первоначального смысла – затвора, в этом мало что остается. Поэтому, чтобы попасть туда, куда вам нужно, внимательно читайте описание и программу предлагаемой практики. И – в добрый путь на встречу с самим собой!