Гурприт Сингх - исполнитель классической индийской музыки.
Гуруприт, что означает ваше имя? Пожалуйста, расскажите о своей семье. Из какой части Индии вы родом?
Моё имя означает «человек, который любит своего Гуру». Я родился в сикхской семье. Мой прадед был музыкантом и певцом. Он совершал киртаны в гурудварах. Мой дед также был исполнителем киртанов в Золотом храме в Амритсаре в Пенджабе. Традицию продолжил мой отец, который пел и играл на табле, фисгармонии, ситаре. Отец и дед уже покинули этот мир. Моя мать живёт в Амритсаре. Последние пять лет наша семья жила в Раипуре, в центральной Индии, но наши родные места – Дели и Амритсар. Мой родной язык – пенджаби.
Когда вы начали обучаться искусству музыки? Кто был вашим учителем?
Я начал учиться музыке, кода мне было 12 лет. В этом возрасте я уже играл на табле и выступал вместе с отцом в разных гурудварах в Индии. Я играл на табле на протяжении 8 лет. Когда мне исполнилось 20, я начал петь шабда киртаны, поскольку многие люди настойчиво просили меня стать певцом. По всеобщему мнению, Бог наделил меня прекрасным голосом. Я учился под началом отца и разных легендарных певцов киртана. Я по-прежнему учусь. Музыка и пение в гурудварах – это наша семейная традиция. Это не просто профессия, но наша страсть и дар, которым Господь благословил нашу семью. Я изучал индийскую классическую музыку, суфийские музыкальные традиции и многое другое.
Вы исполняете какую-то особую храмовую музыку? Что такое «Гурбани шабд киртан»? Каков ваш любимый музыкальный инструмент?
Мы каждый день выступаем в гурудварах, где исполняем суфийскую музыку и классические раги, под аккомпанемент таблы и фисгармонии. Мы выступаем командой из трёх человек. Сикхи называют своих исполнителей киртана «рага джатха» – «ансамбль». Существуют особые песнопения, «вахе гуру», и песни (шабды). Мы поём только шабды, содержащиеся в Шри Гуру Грантх Сахиб Джи (это сборник священных текстов). Каждому шабду соответствует особая рага. Гурбани шабд киртан - это песни на слова гуру, записанные в наших священных книгах.
Мой любимый инструмент – фисгармонь. Помимо гурудваров, мы иногда даём концерты по всей Индии для разных людей, не принадлежащих к сикхской традиции.
Какой благотворительной деятельностью вы занимаетесь?
По выходным мы кормим голодных. Мы стараемся давать кров бездомным. Долг каждого сикха состоит в том, чтобы помогать всем людям, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. В каждом сикхском храме совершается благотворительная работа, хотя, по большому счёту, эта даже не благотворительность, а наш долг. Наши гуру говорят, что если мы помогаем ближним, то гуру будет счастлив.
Каково ваше представление о сикхизме? Представьте, что некий человек, не имеющий никакого понятия о сикхизме, спрашивает вас, что такое сикхизм, что бы вы ему ответили?
Я отвечу словами моих единоверцев: «Люди спрашивают: «Кто такой сикх?». Я сикх! Тюрбан и нестриженные волосы являются частью единства сикхов. Никто не верит мне. Они думают, что я принадлежу к движению талибов. Они думают, что я араб. Они думают, что я поддерживаю с терроризм. Я говорю им всем: «Нет! Я сикх! Сикхи не принадлежат к Талибану, сикхи не мусульмане и не арабы!». Люди спрашивают: «Вы исповедуете ислам?». «Вы - ответвление индуизма?» - вопрошают другие. «Я никогда не слышал о сикхах», - говорят третьи.
Я не индус и не мусульманин. Мое тело и дыхание жизни принадлежат Богу: Аллаху и Раме и другим. Сикхи - отдельный народ и исповедуют мир, любовь и равенство для всех. Сикхи почитают великую бессмертную Истину и единого Творца. Сикхи не соблюдают пост, не совершают паломничеств и не молятся идолам. Сикхи следуют трем принципам: постоянно памятуют имя Господа, всегда гостеприимны и работают честно во благо других людей. Расисты говорят: «Сними тряпку с головы!». Невежественные люди говорят: «Почему вы носите эту шляпу?». Сикхи-отступники говорят: «Тюрбан или не тюрбан, какое это имеет значение? Сикхи должны двигаться в ногу со временем и интегрироваться в современное общество». «Я думаю, вы ошибаетесь», - говорю я. «Мой тюрбан - не шляпа. Мой тюрбан - не просто кусок ткани. Мой тюрбан - это дар, от которого я не могу отказаться. Мой тюрбан – это корона, которой благословил меня Гуру Гобинд Сингх Джи. Мой тюрбан - это корона благодати, достоинства и чести, которая защищает меня, держит мои волосы аккуратно собранными и является образом единого Отца моего».
«Почему вы стрижете ваши ногти, но не стрижете волосы?» - спросит хитрый человек. «В современном мире не имеет значения, стрижешь ты волосы или нет» - говорит сикх, который заблуждается. Имя Господа пронизывает каждого и каждый волос мой. Истинный гуру преподнес мне этот дар. «Вы ошибаетесь, дорогой друг, мои волосы не бесполезны!» - отвечаю я. Господь даровал мне мои волосы, как инструмент и технологию возвышения духа. Каждый волос на моем теле несет практические и духовные функции. Каждый волос на моем теле - это электрический провод, который вибрирует в единстве со вселенной, поднимает мою энергию и дает мне духовную силу преклонится для медитации на истинное имя Господа.
Волосы на верхней части моей головы защищают мой череп и головной мозг, брови препятствуют попаданию воды и пота в глаза. Волосы на моем теле отделяют мое электромагнитное поле, от электромагнитного поля земли, неба и других людей. Волосы под мышками предотвращают трение и раздражение при движении руками. Мои ногти – это отмершие клетки, я стригу их в гигиенических целях, если этого не делать, они будут ломаться и отпадать сами собой. Я расчесываю свои волосы каждый день, чтобы удалить отмершие волосы и быть опрятным. Ногти не являются частью образа истинного сикха. «Я могу это понять! Это удивительно!» - говорит праведник. «Ладно, извини», - говорит хитрец. «Наша религия очень красива, она дар переданный нам, и мы счастливы и благословлены иметь такую практику и такое достоинство», - скажет сикх, который заблуждался. Не скрывайте свои веру и идентичность. Поделитесь ею с миром. Не надо стыдиться того, кто вы на самом деле, гордитесь этим, идите с высоко поднятой головой. Помните, братья и сестры, наш образ – это манифестация всего того, чему учили гуру Гобинд Сингх Джи и Мата Сахиб Каур. Будьте вдохновлены и вдохновляйте других!»
По утрам в течение двух часов вы совершаете медитацию. Каков её объект?
Я занимаюсь медитацией, стремясь сохранять свежесть ума и позитивный настрой. Я медитирую в духе любви к Богу.
Гурприт, вы вегетарианец?
Да. Мой отец и дед тоже были вегетарианцами. Я считаю, что вегетарианское питание, если оно сбалансировано, даёт организму всё необходимое.
Вы выступали в Москве – принимали участие в концертах, организованных российской федерацией кундалини-йоги. Каковы ваши впечатления от русских людей? Чем отличаются индийские и русские сикхи?
Москва – прекрасный город, а русские – замечательные люди. Я слышал, что Россия – опасное место, но теперь я понимаю, что это не так. Русским людям, как и всем другим, нужна в жизни любовь. Они очень умиротворённые люди и очень дружелюбны, однако несколько сдержанны – например, они никогда не заводят разговор первыми. Не только русские, но и вообще все западные сикхи отличаются от своих индийских собратьев. Они отличаются манерами и психологией, но я чувствую, что русские и европейские сикхи в большей степени преданы сикхизму.