Николай Дзись-Войнаровский высказывает на Slon.ru свое мнение относительно будущего био-топлива. Мнение весьма интересное и достойное внимания.
Использование биотоплива на транспорте вырастет с нынешних 2% до 27% к 2050 году, сообщило Международное энергетическое агентство (МЭА). Грубо говоря, 1 из 4 литров, заправляемых в баки, будет добыт не из недр земли, а получен переработкой биомассы. Это должно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу.
Конечно, при сжигании биотоплива тоже образуется углекислый газ, но он сразу же поглощается плантациями зерновых или сахарного тростника, которые растут, поглощая парниковый газ из атмосферы, а затем перерабатываются в топливный спирт. Таким образом, цикл замыкается.
Кроме того, человечество станет меньше зависеть от залежей нефти, расположенных на конкретных территориях, что хорошо и для экономики, и для сохранения мира на Земле. Ну и, теоретически, должна упасть цена на топливо: сейчас «биобензин» Е85 (с долей этилового спирта в 85%) стоит в США примерно на четверть дешевле обыкновенного бензина. Правда, для езды на Е85 нужен доработанный автомобиль.
К сожалению, в картине этой экологической идиллии есть большие белые пятна, о которых авторы докладов предпочитают говорить вскользь. Сейчас под биотопливо засеяно чуть более полпроцента сельскохозяйственных земель в мире. И тем не менее, биотопливный бум, когда фермеры переключаются с выращивания зерна в пищу и корм скоту на зерно для биотоплива (на которое правительство США выделяет субсидии), считается одной из причин подорожания продовольствия в мире. Если доля биотоплива на транспорте увеличится так, как предсказывает МЭА, то под топливный спирт придется засеять 9% сельхозземель. В агентстве понимают, что это из разряда фантастики, поэтому прогнозируют: через 40 лет под биотопливо засеют лишь 2% сельхозземель, а остальное «зеленое» топливо научатся получать из целлюлозы и органических отходов.
Вторая непонятная вещь с биотопливом – это непредсказуемые колебания цены. В Бразилии, где перевод авто на спирт был госпрограммой, и около половины машин могут на нем ездить, цены на «зеленый» бензин взлетают после ураганов, уничтожающих плантации тростника. Автовладельцы в такие времена переходят на обычное топливо. Кроме того, для террористов поджог гигантского кукурузного поля будет более простой операцией, чем подрыв вышки или трубопровода, потому что размеры поля намного больше и охранять его труднее.
В России уже несколько лет собираются построить завод по переработке отходов древесного производства в топливный спирт, но ни биотоплива, ни автомобилей, дооборудованных под его использование, пока нет. Может, оно и правильно.
slon.ru