- Наталия, по Вашим словам, сейчас Вы ведёте «кочевой образ жизни… на колёсах» - «..мой дом на колесах и от судьбы не уйти..» и «кроме дома на колёсах… у меня ничего нет». Вы живёте в трейлере?.. Как Вы стали «кочевать»? Каков Ваш маршрут? Кто за рулём? Вы? Пожалуйста, расскажите об этом...
- Я живу, как настоящая казачка благодаря моему стальному коню «Рено Логан», который мне достался от моего отца (сейчас он ездит на производственной машине). В прошлом году так получилось, что я не смогла больше платить за съемные квартиры. Знакомый директор группы «Маша и Медведи» предложил мне пожить в машине. Он до этого пользовался ей довольно часто, так как я не умела водить, и поэтому знал автомобиль лучше, чем я. Миша обладает хорошим даром убеждения и я подумала: «А почему бы и нет?». Так совпало, что мне тогда предложили присматривать за группой сорванцов в конно-спортивном клубе «Воля» в Верхнем Мячково. Лошадей там дрессируют по «мягкой методике»: без железа в зубах и без плетей. К детям, соответственно, требовался такой же подход. Это был мой первый опыт общения с детьми от 7 до 14 лет - мальчиками и девочками. Сила воли, истинная любовь, честность и открытость подверглись сильному испытанию. Порой я испытывала сильнейшее чувство неуверенности в себе, когда чувствовала раздражение. Это меня ставило в тупик, потому что я не только пропагандировала любовь, ненасилие и уважение, но и еще видела, как эти чувства могут управлять животными, которые в 10 раз физически сильнее тебя. Я до сих пор благодарна этим детям, потому что они меня тогда «закалили». В конце концов – терпенье и труд все перетрут и в сердце остается любовь и мудрость, позволяющие спокойно относиться к любым ситуациям и пережить любые человеческие отношения. Но тогда я сильно переживала, что меня дети не любят взаимно. Значит, я думала, во мне что-то не так. И я приняла решение – «поеду в лес и буду там жить все лето».

Я вспомнила, что мои друзья, последователи Пайлота Бабы, хорошие светлые люди, говорили о месте под Чеховым, на берегу реки Нара. Там планировалось проводить эзотерические фестивали и в конце лета встречать Пайлота Бабу. Приехав туда, я поняла – это Рай. И это мой дом. Кстати, исторически, место действительно называли Рай. Там жил Сергий Радонежский, «открывший» в этом месте 3 животворящих источника. Примерно в то же время там построили часовню Иоана Предтечи. А в начале 19 века русские графы думали заработать на источниках деньги, да прогорели.
Там же я познакомилась с людьми, которые также решили все лето здесь жить. И их было довольно много. Это хиппи, йоги, кришнаиты, которые в обычной городской жизни могли быть банкиры, менеджеры или просто ищущие люди. Был один случай, когда пришли парни из соседней деревни права качать. Мол, мы тут рыбу ловим, водку пьем, а вы тут баню на реке построили (ребята построили полевую баню из войлока на берегу реки). Их встретили, что называется, в полной готовности: хлебом, солью, чаем, а потом и в баню пригласили. Сидят братки после бани возле костра и говорят довольные и благостные: «Ну как вот можно с вами?». На что им банщики отвечаю: «С нами только любовью можно». Потом они частенько приезжали с продуктами, друзей привозили, чтобы те тоже попробовали преобразиться в атмосфере любви и благости.

Лето прошло. Нужно было что-то думать о своем будущем. Нас тогда покинул барабанщик в поисках себя, своего стиля и смысла жизни. У меня было два варианта – либо ехать домой в Новороссийск либо остаться в Раю, осваивать деревенский быт в землянках.
Судьба распорядилась иначе. Мне позвонила Маша Макарова («Маша и Медведи») и попросила помочь ей привезти детей от ее мамы из деревни. Мне тогда пришлось 5 дней прожить в машине на Серебряковской набережной, так как колодки стерлись. В городе с гигиеной сложнее. Срочно нужен был душ и колодки. Слава Богу, мне помог тогда с колодками Миша Толстов (директор Маши), а Маша разрешила, пока будет ездить за детьми, пожить у нее в квартире. Так я там и осталась на всю осень, пока не приехал Машин муж. Нужно было помогать справляться с Машиными девочками Розой и Мирой – водить их в кружки, и маленьким Дамиром, которому и года не было.

А в зиму, когда приехал Машин муж, я решила помогать Толстову Мише в административной работе по группе «Маша и Медведи» и еще паре групп, которые он администрировал. Помощник администратора из меня вышел никудышный и Миша тогда сказал мне, чтоб занималась своей группой. Нужно было что-то писать каждый день в блогах, размещать информацию по всяческим ресурсам, снять видео и пр…. Но с кем?! Пол-состава нет! Никаких событий в группе не происходит. Врать я не умею. Высасывать из пальца тоже. Попыталась написать Жене Чириковой статью в защиту Химкинского леса, да почувствовала, что не мое это – не я этот лес сажала. Да и вообще жесткие методы там какие-то. По мне лучше посадить новый лес, как это сделал один индус, чем калечить людей ради какой-то безумной идеи. Я люблю лес, деревья, люблю Женю Чирикову за ее самопожертвование. Мы даже играли акустику в этом лесу с Серегой Андроидом. И можно было бы как-то разумнее застраивать там новые районы и прокладывать трассу. Но нельзя злом на зло отвечать, так еще большее зло вырастает. В общем, вспомнил о срубленном дереве – иди посади новое. Сам.
НО я отдалилась от темы… После Нового года – о Небо! - у нас появился замечательный барабанщик Игорь Журавель, который просто влюбился в музыку НК, в группу и вообще такой замечательный и добрый человек! Я думаю, идеальный барабанщик таким и должен быть – играть, как Ринго Старр, и мыслить, как Лао Цзы. Нашелся и клавишник, пошли репетиции. Мое сердце наполнилось вдохновением и жаждой труда. Но когда вручную пытаешься раскрутить механизм, что-то всегда мешает. Толстов Миша сошел с ума и выгнал всех своих друзей из дома. Даже собственную сестру, которая тогда, как оказалось, только-только забеременела. Начинались самые морозы, по всем каналам только и говорили, как о «Белой революции». Мы с друзьями решили устроить тематическую фотосессию с одноименным названием, так как нам некуда было идти и мы не знали, что завтра с нами будет. Я так точно не знала, но училась доверять Богу. Тогда нашлись друзья с мастерской на Таганке. Я поехала к ним - жить в мастерской. Помню, сижу ночью в машине и рыдаю – как же мне попасть в помещение. На звонки никто не отвечает, зайти никак не могу, бензина на всю ночь не хватит, а мороз почти минус 30. Наверное, нет никого. Потом все-таки, часа в 3 ночи, мне открыли – оказывается, я не в тот звонок звонила. Мне предложили в мастерской вести звуковой тренинг и йога-клуб. Все делалось на пожертвования – кто сколько сможет.

Принимали едой. Но что-то долго я там не задержалась. Тяжело, видать, мне стало жить в мастерской. Тут как тут появился некий Филипп. Предложил мне руку и сердце. Обещал вести под венец. Я тогда была очень разочарована в плане ответной любви. Думала, что моя любовь – это сплошной эгоизм, если не получаю отклика.( Либо все время выбираю сердцем заведомо проигрышный вариант.) В общем, бесы меня тут путали всю жизнь. И тут Филипп – которого я не люблю, но который по уши влюблен в меня. Маша Толстова (тогда я ее с собой возила, старалась о ней заботиться, как могла) говорит: «Тося, может, хватит бросаться на амбразуру? Вот человек тебя любит. Ты его тоже полюбишь со временем». Короче, я согласилась выйти замуж (тем более, я там не была), сообщила родителям, друзьям. Филиппу я сказала, что приемлю только венчание, а до венчания жить буду в отдельной комнате. Я так чувствовала. Не могла пойти наперекор сердцу - это для меня предательство. Когда переехала к Филу, мне сразу захотелось убежать, чтобы меня спасли, помиловали как-то, простили. Я хотела, чтобы произошло что-то такое, что изменит мое решение, так как слово я уже дала. Небо меня услышало. Как-то поздно вечером пришла жена Филиппа. Она очень темпераментная женщина. Мы с ней всю ночь беседы вели. Вошли в положение друг друга. Она меня вдохновила под утро ехать к Мише в дом. Я так никуда и не поехала, так как всю ночь пили пиво. Уехала позже. Опять к Маше Макаровой. Потом к Лепану с Силей. Потом еще куда-то, куда не помню. Потом меня это так замотало, что я взвыла…
… Тогда мой друг Юра Косолапов предложил пожить у него на даче, но с условием, что буду петь в церковном хоре, соблюдать порядок в доме и работать над собой. Мне этого только и надо! Я долгое время мечтала петь в церковном хоре, только меня не брали – нужно было знать каноны. А тут новая церковь и на первой же службе меня приняли на клирос после благословения батюшки. Тут я нашла приют для своей души и для своего тела. Я занимаюсь любимым делом – пою, совершенствую свое тело и посвящаю свою жизнь Богу!
И все эти испытания во время Великого Поста произошли. Все мешающее куда-то ушло. Все необходимое появилось. Состав группы утвердился. Все занимаются своим делом. Я так люблю своих ребят! Ведь если бы не они, у меня не было бы сил идти дальше. Встать, когда сил нет вообще…

- В связи с предыдущим вопросом… Велосипед, по Вашим словам, - это Ваш любимый вид транспорта. Как давно? Вы принимаете участие в «раста-байк фестивалях»?
- Сначала у меня были роликовые коньки, на следующий год появился велосипед. Через год, по логике, должен был появиться мотоцикл. Не появился. Еще через год появился «Рено». Трудно сказать, кого я люблю больше – в разной ситуации разные транспортные средства хороши. Велосипед мне нравится за два колеса, раму, руль и отсутствие необходимости в горючем. Крутишь себе педали и получаешь удовольствие. Что в городе, что на природе. У меня есть друзья Р.А.С.Т.А-байкеры делают красивые велосипеды и участвуют в международных фестивалях. Их велосипеды мне нравятся особенно – это не просто велосипеды, это произведения искусства, это удобство на трассе, это выражение собственного стиля и отношения к жизни. Очень понравились совместные «покатушки»: это когда сотни велосипедистов едут по проезжей части города, занимая всю крайнюю левую полосу на радость автомобилистов и пешеходов. Все тут же начинают фотографировать и снимать на видео столь необычное зрелище – ведь каждый выезжает на своем велике неповторимой формы.
В прошлом году задумала провести-пофестивалить на корабле: с подругой-балетмейстером (ученица Виннер, балерина-убийца) придумали сценарий, написали бизнес-план, договорились с кораблем. Должно было состояться помпезное открытие. Пригласила Артемия Троицкого, телевидение, искали спонсоров среди «зеленых» (GreenPeas, WWF, всякие производители эко-товаров). Предложила и раста-байкерам принять участие. Они согласились, дали рекламу у себя на сайте. Должно было быть человек 200-300, если не больше. Но в последний момент все обломалось. Не нашлось спонсора для первого заплыва. И на костюмчики балеринам… Я думала, что ребята меня побьют, если увидят. Ан нет. Больше того, на фестивале K.G.B. меня встретили очень радушно, дали крутой вело-байк для фотосессии, напоили, накормили. Мы до сих пор дружим – великолепные ребята!
- Я видел Ваши фото в сети - в неком саду, в окружении цветов Вы сидите в классической йогической асане, делая мудры, йогические «жесты» (и в той же позе «медитирующего Шивы» - в белом «саване»). Вы практикуете йогу? Какую? «Йогу звука»? Хатха-йогу? Насколько я знаю, Вы занимаетесь акватанцем - «спонтанным танцем в воде с партнером». Не могли бы Вы об этом рассказать?
- Да, я занимаюсь йогой с детства – папа приучил. Мы с ним бегали на море и делали там разные асаны. Потом я сама начала практиковать. В основном, это хатха-йога, пранаяма, карма-йога и бхакти-йога. Постепенно начала искать свои позиции. Сильно повлияли занятия по художественной гимнастике - сначала в детстве, а потом сравнительно недавно. Растяжка – это очень круто! Появляется гибкость, легкость, грация. Йогой звука занялась не так давно. Обнаружила, что звуком можно лечить себя, помогать другим, вдохновлять, пробуждать, приводить тело и сознание в тонус. За долгие годы сформировались несколько комплексов упражнений. Но сейчас я не готова вести группы, хотя есть желающие.
Акватанец ведет моя подруга. Я ходила на несколько сеансов в группе. Позволяет телу получить опыт плавного спонтанного движения в воде. Потом этот навык можно легко перенести в движение уже в танце на земле.
- Название Вашей группы, «Небесная Канцелярия», заимствовано из книги Владимира Орлова «Альтист Данилов». Честно говоря, я был удивлён, познакомившись с сюжетом - фэнтези-роман был написан в далёком 1980 году, в советскую эпоху… В нём присутствует Наташа, лаборантка и швея, возлюбленная главного героя - «демона на договоре», альтиста театрального оркестра Данилова… А Вы читали «Альтиста Данилова»?
- Конечно, читала. Мне кажется, что этот роман еще не закончен. Он продолжается в настоящее время. Мечтаю познакомиться с автором лично.
- На тот момент, когда в «Небесную Канцелярию» пришли Вы, группа существовала уже пятнадцать лет. Чем Вы занимались до 2002-го года? К сожалению, в сети мало информации о Вас лично… буквально крупицы (например, я узнал, что в 2002 году Вы были студенткой-психологом). Пожалуйста, расскажите о себе - детство, родители… как Вы пришли к музыке?
- Я пришла в группу, когда мне исполнилось 20 лет. Я была студенткой психологического факультета Современной Гуманитарной Академии. Родители хотели, чтобы дочь их была экономистом. В общем-то, и на психолога я перевелась с экономического факультета. Но мне всегда нравилась музыка. Я в душе романтик и музыка меня очень вдохновляет. В институте я даже пыталась написать научную работу, посвящённую влиянию музыки на сознание человека. Но написала две другие статьи: про любовь в историко-психологическом аспекте и про третью сигнальную систему (надвербальную, как бы). Любовь и восприятие являются основополагающими для любой музыки. Они могут быть её причиной и следствием.
- Отвечая на вопрос о песне «Упадём в Небо», Вы сказали: «…в каждый момент времени можно опуститься до самого животного своего состояния, либо вознестись до самых Небес". Что такое для Вас Небеса?
- Легкость бытия. Постоянная связь с Богом. Когда ты летишь над землей, едва касаясь ее ногами, а не тащишься, полный груза проблем.
- Иногда, говоря, о «Небесной Канцелярии», используют слово «писходелический»: «психоделический лаунж», «психоделическая эстрада»… Как Вы считаете, этот термин уместен применительно к Вашему творчеству?
- Этот термин дал на одном из концертов в «Китайском Летчике Джао-Да» Артемий Троицкий. Если считать психоделический эффект (анестезирует, вдохновляет, перемещает в иную плоскость бытия), который оказывает группа на слушателя, то – да.
- Басист «НК» Алексей Чернякевич (Лёпан) сочиняет музыку и тексты. Все песни написаны исключительно на его стихи или…?
- Все песни написал Алексей. Это вообще странный симбиоз – как он напишет, так в моей жизни и происходит. Мне очень нравится его поэзия, образы, слова, дополненные музыкой.
- Традиционный - для нашего журнала - вопрос о вегетарианстве… Какова Ваша мотивация быть вегетарианкой? Как давно Вы обратились к растительной диете? У «Небесной Канцелярии» есть композиция «Карма»; Вы с симпатией цитируете слова Далай-Ламы… Ваше вегетарианство имеет какое-то отношение к буддизму, к йоге?...
- Знаете, я как-то с детства больше склонялась к растительной пище. Папа мой изучал и практиковал различные диеты – по Брегу, Малахову. Я его поддерживала. Мне нравилось состояние легкости и ясности, которые испытываешь с такими диетами. Три года назад я сознательно пришла к отказу от мяса. Перестала есть рыбу. Потом начала осознавать еще и этический аспект - животные ни в чем не виноваты, чтобы их массово выращивать на убой, а человек не хищник. Да и живет он давно в таких условиях, созданным городом, что мясо его только убивает. В пост я поняла еще и глубоко мистический, религиозный, духовный аспект: когда ты ешь растительную пищу, ты всегда в тонусе и готова ко всему физически. Если к этому добавить постоянную молитву, то становишься готова и ментально. А с музыкантом, тем более с певицей, может произойти все, что угодно. Тут нужно осознавать ответственность за то, какие энергии ты будешь через себя проводить людям.
- В прошлом году Вы заметили, что в последнее время чувствуете «большое количество низкочастотных вибраций, от которых не комфортно себя ощущаешь…», и предложили транслировать со сталинских высоток в Москве позитивную музыку и звуки природы, «высокие вибрации любви»… По Вашим словам, звуком можно лечить… Как Вы думаете - обладают ли звуки, творимые «Небесной Канцелярией», лечебным эффектом?
- Как-то я бежала на репетицию и меня сбила машина на пешеходном переходе. Мне нужно было встретить клавишника и отвести его на репетиционную базу, где мы репетировали. Вышла специально для этого пораньше. А тут такое… Удар пришелся на правое бедро и я как-то спружинила на асфальт. Помню, встала, пощупала себя и вспомнила про клавишника. Мое красное пальто было вывалено в осенней грязи. Мне срочно нужно было переодеться. Водитель машины и его подруга были в шоке. Но мне нужно было на репетицию. Попросив довезти меня до дома, а потом к метро (у меня была прямая ветка до реп-базы), взяв 1000 рублей за химчистку, я, сильно хромая, отправилась на репетицию. Какая больница! Я на репетицию уже опаздывала! Пока ехала в метро, решила направлять звуком вибрацию в ушибленное бедро. У метро меня встретил Серега и помог добраться до репы. Всю репетицию пела сидя, мысленно направляя звук в бедро. Когда репетиция закончилась, бедро слегка побаливало. У меня тогда даже синяка не осталось! Кстати, пользуясь случаем, хочу передать привет гитаристу Диме из группы «Веселые ребята» и огромное спасибо за пережитый опыт.
- В январе Вы пригласили, через интернет, всех желающих отправиться в «сухопутное, морское, речное путешествие с музыкой, танцами, мастер-классами по всей стране». Нашлись ли желающие?
- Желающие-то нашлись: мастера, повара, музыканты, даже автомобилисты, которые делают ежегодный автокросс по России, заезжая в детские дома тех городов, где бывают. Не нашлись автобусы, корабли, самолеты, спонсоры и организаторы, которые бы могли договориться с администрацией городов, с крупными компаниями, чтоб технически и материально обеспечить эту задумку.
- Не могли бы Вы рассказать о «Товариществе с Неограниченной Безответственностью» «Полкоролевства», в работе которого Вы принимаете участие. Почему «наивное искуссство»? Что Вы в нём находите? Примитивная живопись с христианским в части мотивами, рассказики в духе обэриутов с такими названиями, как «Одичавшие хиппи съели собаку», «Коллективное бессознательное», «Буддисты», курительня трубка-бабочка, улитки из детского пластилина… Трогательно…
- Это как раз мои друзья из мастерской на Таганке. Все эти чудеса производятся там. Я им помогала это продвинуть в массы: создала аккаунт в контакте, попросила фотографии и ссылки. Есть идея продавать рукотворные изделия (украшения, книжки, ловушки снов) на своих концертах. Возможно, так и будет. Еще мы песни вместе пели. Это самодеятельность. Живое, так сказать, народное, творчество современного московского андеграунда.
- А приют для бездомных собак… он где-то был упомянут Вами… я не ошибаюсь?
- Приют для собак, а так же для животных, подвергающимся пыткам со стороны человека уже есть у моих друзей, с которыми у нас общие цели, – общество по защите прав животных «Vita». У нас замечательная планета с живописной разнообразной природой, с разными необыкновенными животными. Все живое, свободное, божье. А мы, люди, из-за своего эгоизма пытаемся все это присвоить лично себе. Но хоть кто-нибудь стал от этого счастливее?
- Простите, если то, что я хочу спросить, тривиально и не стоит ответа, но… Вы говорите: «Здорово, что есть Любовь, которая позволяет эволюционировать нам в людей. LOVEVOL - любовь двигатель эволюции». Вы чувствуете, что эта Любовь - с большой буквы - действительно есть? Если она есть, то как её обрести?
- Любовь – есть. Ее нужно в себе культивировать и выращивать, утончая, совершенствуя органы, ее воспринимающие. Любовь требовательная и строгая, красивая и утонченная. Любовь – это чудо, волшебство, тайна, открывающая любые двери. Нужно быть строгим к себе, учиться отличать, когда Любовь цепляет, а когда вдохновляет. Любовь открыта для всех, кто готов быть смелым и отважным, чтоб отдать себя полностью ей. Без остатка.
С Н. Гущиной беседовал Максим Катрычев