Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев и эксперт по надзору за животными Валерий Кузнецов представили проект создания экологической полиции − единого федерального органа защиты животного мира и среды их обитания. Этот орган призван объединить службы по охране животных, рыбы и леса. Круглый стол, на котором обсуждался проект, был организован в рамках VIII международного форума «Экология», прошедшего 20-21 марта 2017 г. в Москве.
По словам Валерия Кузнецова, создание единой структуры необходимо, потому что разобщенность служб по охране природы приводит к неэффективности ситемы: инспектор рыбоохраны не может защитить лесных животных, даже видя, как охотник застрелил медведя, который ловил рыбу на реке. У рыбинспектора просто нет полномочий задерживать браконьера леса. И так же лесник, борющийся с браконьерами, не может оштрафовать рыбака, который браконьерским способом ловит рыбу на пруду в его лесу. Другая проблема в том, что пока зверь на территории заповедника, то его охраняет служба заповедника, а за его границами − другая служба. Поэтому стоит зверю уйти на территории, и инспектор заповедника, даже видя, как убивают его подопечного, по закону ничего не может сделать для его защиты.
Тем временем ситуация с браконьерством в России принимает катастрофические масштабы! За круглым столом Николай Валуев сказал: «Мы четко понимаем: сегодня браконьерство захлестнуло страну во всех его видах». По данным Всемирного фонда дикой природы, в Приморском крае за 2015 год инспекторы охотнадзора зафиксировали 1632 случая браконьерства. В Астраханской области в рамках операции «Путина-2016» полицейские выявили 337 случаев браконьерства. У нарушителей изъяли 45 кг черной икры, 6 тонн осетровой рыбы, 25 моторных лодок и около 13 км браконьерских сетей. РИА Новости сообщают, что браконьеры ежегодно отстреливают в России до 40 тигров для дальнейшей контрабанды в Китай. На Чукотке и Аляске каждый год от рук браконьеров гибнет до 200 белых медведей, что опасно сокращает их популяцию – об этом сообщила директор российского отделения Международного фонда охраны диких животных (IFAW) Мария Воронцова. Валерий Кузнецов рассказал, что от рук браконьеров ежегодно погибают 100 лосей. И таких примеров много, перечислять их можно долго!
Валерий Кузнецов рассказал, что деньги на организацию экологической полиции есть: ежегодное финансирование служб по охране природы составляет примерно 63 млрд. рублей. А Николай Валуев добавил, что правильно и логично было бы отдавать на финансирование службы часть штрафов, собранных инспекторами.
Мировой опыт существования экологической полиции
Экологическая полиция во многих странах уже существует и успешно действует. Например, в Израиле ее сотрудники защищают природу и имеют право арестовывать и штрафовать нарушителей. Также экологическая полиция создана в Китае. Она преимущественно занимается борьбой за чистый воздух, в связи с тем, что из-за поджогов свалок и без того загрязненный воздух становится ядовитым. Morocco World News сообщает, что подобная служба есть в Марокко. Она существует в рамках экологического министерства. В ее задачи входит информировать население об экологических проблемах, выявлять и расследовать экологические преступления: от складирования мусора до незаконной перевозки экологически опасных грузов.
Основные проблемы всех служб охраны природы России:
– Нехватка людей из-за низкой заработной платы и тяжелой работы. Зарплата инспектора колеблется в рамках минимальной (16,5 тыс. р.), а в некоторых регионах составляет около 10 тыс. р.
– Отсутствие социальной защиты инспекторов. Были случаи, когда инспекторов самих штрафовали или даже подвергали уголовной ответственности, если те задерживали сильных мира сего, для которых охота на лося, тигра или кабана является экстремальным развлечением.
– Недостаточное обеспечение техникой и топливом. На одного инспектора приходится порядка 11 тыс.гектаров; без машины, квадроцикла или снегохода и при скудном обеспечении топливом он физически не может патрулировать всю свою территорию.
– Загрузка инспекторов бюрократическими обязанностями. Необходимость составлять отчеты, заниматься выдачей охотничьих разрешений и другой бумажной работой заставляет инспектора охраны проводить от одного до нескольких дней в офисе, вместо того, чтобы обходить территории. А животные все это время беззащитны!
Также нужно обеспечить всех инспекторов оружием и приборами. Парадоксально, но браконьеры оснащены по последнему слову техники: вездеходами, мощными квадроциклами, снайперскими винтовками с тепловизерами или приборами ночного виденья, глушителями и другими гаджетами. Порой браконьеры охотятся даже с вертолета.
Организация единой федеральной службы поможет решить эти проблемы.
Для каждой службы охраны сформирован штат административных служащих, а объединение служб позволит сократить количество администрации и увеличить состав инспекторов!
Николай Валуев сказал, что проблему нехватки кадров можно решить, взяв на работу вышедших на пенсию или в запас сотрудников силовых служб, многие из которых с удовольствием будут работать в знакомой им сфере. Этим людям привычно защищать и задерживать нарушителей. Для них можно организовать курсы повышения квалификации на базе Тимирязевского университета. Валерий Кузнецов сообщил, что беседовал в ректором университета и получил предварительное согласие организовать курсы.
Создание единой службы поможет сводить информацию о положении дел с защитой природы со всей России в один центр. Анализировать ее и составлять единую картину на основе которой разрабатывать и внедрять программу по защите природы. В комплексе все это позволит бороться за животных и обеспечивать им условия для жизни и размножения.
Под крышей экологической полиции планируется собрать штат сотрудников численностью в 45 тыс. человек. Этого количества, по мнению экспертов, будет достаточно для эффективной защиты природы. Николай Валуев и его соратники будут выступать перед правительством за создание экологической полиции.
Мероприятие посетил Игорь Кобыляцкий