15 мая в Москве прошла пресс-конференция «В ожидании закона по защите животных: общественность за запрет притравочных станций в России», на которой зоозащитники предложили на законодательном уровне запретить существование притравочных станций.
Проблема существования притравочных станций поднимается уже не первый год. На сегодняшний день в России функционируют сотни притравочных станций, они есть практически в каждом регионе страны. Это места, где на лис, кроликов, медведей, барсуков и других животных натравливают собак. Владельцы подобных площадок объясняют их существование тем, что собакам необходимо тренироваться, чтобы на охоте показывать хорошие результаты. Обратная сторона медали таких «тренировок» – жестокость и смерть.
По словам президента центра защиты животны «ВИТА» Ирины Новожиловой, в данный момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект «Об ответственном отношении к животным». Активисты планируют добиться того, чтобы в него вошел, в том числе, пункт о полном запрете притравочных станциях.
Ранее были созданы петиции, которые суммарно набрали более 1 млн подписей. К проблеме присоединились деятели культуры, психиатры, педагоги, ветеринарные врачи и биологи. Был создан специальный Комитет против притравки.
«Испытательно-тренировочные станции, которые в народе получили название «притравочные», создавались на базе охотхозяйств. Цель их одна – коммерческая. Собаки, которые в таких условиях получают навыки, абсолютно не пригодны на охоте. Об этом заявляют эксперты. Поэтому говорить о том, что главное их предназначение – тренировка собак, совершенно неправильно. Просто дело в том, что собака после участия в подобных соревнованиях имеет массу дипломов. Ее щенки стоят дороже», – заявила директор центра защиты животных «ВИТА».
По словам Новожиловой, деятельность притравочных станций регулируется несколькими структурами, в том числе Российской кинологической федерацией (РКФ). Согласно официальным правилам РКФ, на одно животное в течение одного дня может быть спущено от 30 до 60 собак. Если у базы нет животных на замену, то предлагается спускать собак на травмированное животное, отметила Новожилова.
В целом деятельность подобных станций нарушает законы Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, Федерального закона о животных, Закон об охоте, Конституцию России, Лесной кодекс, Закон о ветеринарии и Налоговый кодекс. Несмотря на все нарушения, запрещать притравочные станции пока не спешат.
«Мы, безусловно, обращались в Минсельхоз и Минприроды. Они не хотят брать на себя эту ответственность», – уверена директор «ВИТА».
Законодательное урегулирование этого вопроса, по мнению научного сотрудника института им. Сербского Виктора Ханыкова, остро необходимо. Поскольку люди, проявляющие подобную жестокость, просто наслаждаются ею.
«Жестокость к животным не зря во всем мире является одним из измерителей зрелости общества, наряду с жестокостью к инвалидам, детям. Жестокость проявляют те, кто готов проявить ее к людям. В конечном итоге зоозащитники защищают людей», – считает Ханыков.
Он также заявил, что учитывать мнение охотников, которые выступают за сохранение притравочных станций, нельзя ни в коем случае. Он даже сравнил их с педофилами и маньяками.
«Они тоже люди, у них тоже есть свои интересы. Мы тогда должны и их мнение учитывать? Разрешить убийства, педофилию? Пусть встанет хоть все охотничье сообщество – подобная деятельность, да и сама охота, должны быть запрещены законодательно», – подчеркнул Ханыков.
Инициативу поддержали присутствующие на мероприятие медийные личности. Актер Евгений Миронов выразил готовность принимать участие в любых обсуждениях данного проекта, включая его продвижение в Думе. Актер Юрий Стоянов посоветовал депутатам вспомнить, что они – отцы, дедушки и дяди, а за жестокостью наблюдают их дети и внуки. «Защищая животных, мы защищаем людей», – отметил Стоянов. Телеведущий Михаил Ширвиндт предложил бороться со станциями теми же способами, что они применяют в отношении животных, то есть запугивать.
Участники пресс-конференции договорились совместно «продавливать» этот вопрос в вышестоящих кругах. Ирина Новожилова отметила, что запретив хотя бы этот сектор, удастся спасти миллионы животных.
Дарья Прунцева
Фото автора