В течение последних четырех лет Китай обогнал Соединенные Штаты и стал крупнейшим в мире производителем. Также он потеснил Японию по величине экономики. Но за эти экономические успехи приходится платить. В отдельные дни загрязнение воздуха в крупных китайских городах является достаточно серьезным. В первой половине 2013 года в 38 процентах китайских городов прошли кислотные дожди. Почти 30 процентов подземных вод и 60 процентов поверхностных вод страны получили оценки «плохо» или «очень плохо» в правительственном докладе в 2012 года.
Такое загрязнение имеет серьезные последствия для общественного здравоохранения Китая, одно недавнее исследование показывает, что смог вызвал 1 200 000 преждевременных смертей. Более развитые экономики мира могут смотреть сверху вниз на Китай, но это было бы лицемерием, тем более, что Соединенные Штаты, например, были в очень схожем положении всего четыре десятилетия назад.
Совсем недавно, в 1970-х годах, загрязнители воздуха, такие как оксиды серы, оксиды азота, в виде крошечных частиц присутствовали в воздухе Соединенных Штатов и Японии на том же уровне, что и в Китае сейчас. Первые попытки контроля загрязнения воздуха в Японии были предприняты в 1968 году, и в 1970 был принят закон о чистом воздухе, положивший начало мульти-декаде ужесточения правил загрязнения воздуха в США - и эта политика была эффективной, в известной степени. Выбросы оксидов серы и азота снизились на 15 процентов и 50 процентов, соответственно, в США между 1970 и 2000 годами, а концентрация в воздухе этих веществ упала на 40 процентов за тот же период времени. В Японии в период с 1971 по 1979 год концентрация оксидов серы и азота снизились на 35 процентов и 50 процентов, соответственно, и продолжает падать с тех пор.
Теперь настала очередь Китая проводить жесткую политику в отношении загрязнения, и аналитики сообщили в докладе в прошлом месяце, что страна находится на пороге десятилетнего «зеленой цикла» ужесточения регулирования и инвестиций в экологически чистые технологии и инфраструктуры. Опираясь на опыт Японии в 1970-е годы, аналитики предполагают, что сума экологических расходов в Китае во время текущего пятилетнего плана правительства (2011-2015 годы) может составить 3400 млрд. юаней (561 млрд. $).
Компаниям, работающим в отраслях, на которые приходится основная часть загрязняющих выбросов - в настоящее время это электростанции, производители цемента и стали – придется выложить много денег, чтобы модернизировать свои объекты и производственные процессы в соответствии с новыми правилами загрязнения воздуха.
Но зеленый вектор Китая станет благом для многих других. Чиновники планируют потратить 244 млрд. юаней (40 млрд.$), чтобы добавить 159 километров канализационных труб к 2015 году. Страна также нуждается в новых мусоросжигательных заводах для обработки растущих объемов мусора, производимых разрастающимся средним классом.
Учитывая уровень смога, окутывающего крупные города Китая, улучшения качества воздуха является одним из наиболее актуальных экологических проблем страны. Китайское правительство приняло одни из самых жестких стандартов относительно выбросов на планете.
Компании в течение ближайших двух лет будут жестко ограничены. Да, вы не ошиблись. Уровень выбросов оксида серы для металлургов будет равняться от одной трети до половины от допустимого уровня в экологически сознательной Европе, а угольным электростанциям будет разрешено выбрасывать только половину загрязнителей воздуха, разрешенных для японских и европейских предприятий. Конечно, обеспечение соблюдения этих строгих новых законов - это уже другая история. Системы мониторинга соблюдения законов в Китае неадекватны, аналитики говорят, что штрафы за нарушения правил часто слишком малы, чтобы быть убедительным сдерживающим фактором.
Китайцы поставили перед собой амбициозные цели. Реализуя более жесткие нормы выбросов, китайские чиновники надеются, что старые транспортные средства исчезнут с дорог к 2015 году в городах, таких как Пекин и Тяньцзинь, а к 2017 году в остальной части страны. Чиновники также планируют заменить небольшие промышленные паровые котлы моделями достаточно большими, чтобы вместить технологию, которая уменьшает выбросы.
Наконец, правительство намерено постепенно заменить уголь, используемый на электростанциях, на природный газе и создало специальный фонд для субсидирования проектов по возобновляемой энергетике. Если программа будет реализована согласно плану, новые правила могут сократить ежегодные выбросы основных загрязняющих веществ на 40- 55 процентов по сравнению с 2011 к концу 2015 года. Это большое «если», но это уже хоть что-то.
Вода Китая и почвы почти так же, как и воздух, сильно загрязнены. Виновниками являются фабрики, которые утилизируют промышленные отходы неправильно, фермы, которые сильно зависят от удобрений и недостатка систем для сбора, обработки и утилизации мусора и сточных вод. А когда вода и почва загрязняются, нация находится в опасности: высокие уровни тяжелых металлов, таких как кадмий, были обнаружены в китайском рисе несколько раз в последние годы.
Аналитики ожидают, что инвестиции в сжигание мусора, очистку опасных промышленных отходов и сточных вод вырастут более чем на 30 процентов по сравнению с 2011 к концу 2015, а общая сумма дополнительных инвестиций будет составлять 264 млрд. юаней (44 млрд. $) в течение этого времени. Китай пошел на крупномасштабное строительство заводов по очистке сточных вод, и в период с 2006 по 2012 год количество этих объектов возросло более чем в три раза - до 3340. Но их нужно ещё больше, так как спрос на очистку сточных вод будет увеличиваться на 10 процентов в год в период с 2012 по 2015 год.
Производство тепла или электрической энергии от сжигания мусора - не самый гламурный бизнес, но спрос на эту услугу будет расти на 53 процента ежегодно в ближайшие несколько лет, и благодаря государственным субсидиям срок окупаемости строительства новых объектов сократится до семи лет.
Компании по производству цемента используют огромные печи для нагрева известняка и других материалов, из которых изготовляют вездесущий строительный материал - таким образом, они могли бы также использовать мусор в качестве альтернативного источника топлива.
Процесс сжигания бытового мусора, промышленных отходов и осадка сточных вод при производстве цемента является новым бизнесом в Китае, считают аналитики. Поскольку это относительно дешевый вид топлива, он может стать перспективным в будущем - особенно потому, что он производит меньше диоксина, вызывающего рак, чем другие виды топлива.
Китай продолжает бороться, чтобы обеспечить достаточное количество воды для своих жителей, фермеров и промышленности. Очистка и повторное использование сточных вод становится все более актуальной задачей.