Что несет в себе фраза «делать бизнес из воздуха»? Можно услышать ее, например, при обсуждении успешного человека, заработавшего благодаря своей развитой фантазии и смекалке большие деньги, казалось бы, на пустом месте. Внушительный список подобного рода бизнеса в интернете может вызывать много эмоций и чувств.
Например, Гари Дал в августе 1975 года презентовал свой Pet Rock на выставке Gift Show в Лос-Анджелесе. Он предложил вместо живых питомцев, за которыми нужен уход, заводить каменных питомцев, т.е. обычные камни, за которыми никакого ухода не требуется. После этого он получил сразу 4,5 тыс. заказов от сувенирных магазинов. В итоге к ноябрю он продавал до 1 000 камней в сутки, а в декабре до 100 000 штук. Или к концу ХХ в. обычная жительница США Холи во время своей беременности придумала необычный способ заработка – размещать фото ребенка в своем животе на открытках.
И еще не менее интересный факт о создании «бизнеса из воздуха», только этот из земли, который люди прозвали «Ирландская грязь». Пэт Барк из небольшого города Типперэри в Ирландии часто ездил в Америку, где родственники умерших переселенцев просили у него привезти ирландской земли, чтобы насыпать ее в могилу. Так и пришла ему идея зарабатывать на доставке ирландской землицы эмигрантам. Один предприимчивый парень из города Санкт-Петербурга, по рассказам очевидцев, продавал туристам из Китая полуденные выстрелы из пушки Петропавловской крепости с Нарышкина бастиона, обещая при этом выстрел в честь их государства. Бизнесмен – с прибылью, туристы – счастливые. Люди, которые нуждались в подобных услугах, обеспечили счастливую безбедную жизнь авторам этих бизнес-идей. Посещение дома из газет, сувениры в виде бутылок с привидениями, продажа объятий и многие другие, казалось бы, абсурдные идеи провоцируют завистников кричать вслед: «Да это же бизнес из воздуха, из ничего!»
Сама фраза «бизнес из воздуха» в прямом смысле еще 30 лет назад казалась невозможной и смешной, ведь воздух, необходимый кислород для жизни, подарила нам всем планета Земля просто так, безвозмездно. За него платить нет необходимости, казалось бы. Но нашлись предприимчивые люди, бизнесмены, которые действительно продают воздух. Возникает много мыслей и вопросов на этот счет, например, кто и зачем продает воздух, где есть такой бизнес сейчас, ждать ли нам, что это станет нормой спустя время?
Самыми известными и одними из первых, кто разработал и внедрил эту бизнес-идею, была Канадская компания Vitality Air, которая продает воздух в восьмилитровых бутылках в Индию, Китай, Вьетнам и другие страны, где загрязнение воздуха представляет собой серьезную проблему. Основателями бизнеса являются Мозес Лам и Трой Пакетт. Все началось в 2014 году, они сели во внедорожник Пакетта и отправились в Национальный парк Банф в канадских Скалистых горах, где целый час размахивали пластиковым пакетом, пытаясь поймать горный бриз. Затем они выставили пакет с воздухом на продажу на сайте eBay, где он привлек много внимания и был приобретен за 130 долларов США. Им было даже не по себе от того, что покупатель отдал такое количество денег за пакет с воздухом, но после успешной продажи они увидели в этом хорошую возможность заработать.
Один из первых в России, кто догадался продавать воздух – житель Горно-Алтайска Сергей Кухтуеков. Он стал поставлять в баллончиках воздух в Китай и не только. Сергей вспоминал, что с детства удивлялся тому, что воду продают в бутылках, ведь в его городе из кранов течет артезианская вода из источников. Со временем он понял, что воздух на территории России тоже везде разный, и, вдохновившись успехом канадской компании Vitality Air, претворил свою задумку в жизнь. Сейчас он является успешным бизнесменом в этой сфере. Еще один Сергей, только житель города Санкт-Петербурга по фамилии Лучников, начал продавать воздух в жестяных банках с красивой этикеткой. «Продаю воздух. Дорого. Нет, это не шутка. Воздух в России действительно продают», – говорит Сергей в одном из интервью.
Воздух Сибири, Алтая, Балтики, кедрового леса, горный, морской теперь можно вдохнуть и в Вашингтоне благодаря подобного рода бизнесу. Востребованность этого товара более-менее объясняется тем, что у некоторых стран действительно очень высокий показатель загрязнения воздуха. А вот воздух с концерта Джастина Бибера, атмосфера Невского проспекта, Летнего сада, несколько процентов воздуха Петродворца, Павловска и Новой Голландии Санкт-Петербурга трудно соотнести с покупкой, которая несет хоть какую-то пользу. К этому же списку можно отнести воздух Красной площади в Москве, Перми, Казани, Сочи, Парижа. В воздух Парижа, к примеру, входят 20% воздуха Лувра, 20% воздуха Нотр-Дама, 25% воздуха в районе Эйфелевой башни, 15% атмосферы музея Орсе, 10% воздуха Елисейских Полей и 10% воздуха базилики Сакре-Кер.
Кто покупает этот консервированный воздух? Помимо покупок через интернет частными лицами из стран Южной Кореи, Китая, Индии, Вьетнама, Европы и даже России, покупателями все чаще становятся крупные компании, используя его для своих имиджевых или корпоративных мероприятий, а также актуальны покупки воздуха для организаций у вокзалов и аэропортов.
Что же все-таки станет с бизнесом продажи воздуха в будущем, и станет ли это нормой? На этот вопрос есть как минимум два варианта ответа: «да» и «нет». Есть некоторые прогнозы и мысли самих обладателей этого бизнеса. Например, Сергей Кухтуеков говорит в одном из интервью, что несмотря на то, что в этой нише конкуренция совсем небольшая, спрос на воздух среди обычных людей совсем маленький. У него есть цель увеличить продажи благодаря рекламе консервированного воздуха в Instagram. Основатели компании Vitality Air, Мозес Лам и Трой Пакетт, считают, что пик актуальности консервированного воздуха не за горами; всего 15-20 лет назад покупная вода тоже была в диковинку, ведь вода и так течет из крана. Время покажет, дорогие читатели, мы можем только предполагать. Сейчас фраза «консервированный воздух» вызывает улыбку и смех, но есть такая народная мудрость – смеется тот, кто смеется последним… А что по этому поводу думаете вы?
Тема «бизнес из воздуха» вынуждает задуматься об экологии Земли вообще: ресурсах, качестве и количестве пресной воды, чистоте воздуха в целом. Все взаимосвязано, ведь что содержится в воздухе, то и выпадает в осадках на землю и отправляется в подземные воды, которые попадают в водоемы, в наши водопроводы. Неудивительно, что в Америке и Европе уже к середине XX века появились первые конкуренты по производству бутилированной воды. В России в начале 2000-х годов появилась вода в бутылках, которая еще некоторое время была в диковинку, особенно, в провинции, т.к., воду пили из-под крана в квартире, дома или из уличных водопроводных колонок. Катастрофическое ухудшение экологии привело к появлению тяжелых кишечных инфекций, к тому же, вода текла по уже непригодным водопроводам и часто из зараженных тяжелыми металлами ключей, родников, водоемов.
Везде, где есть люди, все загрязнено – земля, вода, воздух. Загрязнение того же воздуха относительно. Например, воздух в деревне любой точки мира чище, чем в зоне города, и не все города можно отнести к одинаково загрязненным. В первую пятерку самых загрязненных стран мира входят Китай, Нигерия, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия. А в России в списках 48 самых загрязненных городов – Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск. В этих регионах очень много промышленных крупных компаний, оснащенных недостаточно хорошими воздушными фильтрами, а также фильтрами на выход в водоемы.
Еще загрязнение воздуха очень зависит от конкретных промышленных компаний, например, мусороперерабатывающих заводов. Ни для кого не секрет, что в России далеко не самые эффективные техники переработки мусора и системы фильтрации, относительно некоторых более успешных стран в этой сфере. Уровень загрязнения воздуха не только в России, но и во всем мире зависит от уровня осознанности человека. Чем больше мы сделаем для очистки, фильтрации заводов, промышленности, тем лучше будет дышать каждый на Земле. Кстати говоря, из 10 стран мира с самым чистым воздухом Канада стоит лишь на четвертом месте, а ведь оттуда «бизнесмены» берут тот самый воздух, который везут в восточные страны Евразии и не только. Россия в эту десятку не входит. Поэтому стоит задуматься о том, насколько чистая примесь в тех самых баллонах, которые могут в будущем стать востребованным товаром.
Берегите нашу планету, ведь это наш общий дом!
Алина Вяземская