Некоторые люди даже не задумывается, каким образом мясо попадает на их тарелки. Другим удается блокировать чувство вины из-за того, что они поедают убитых животных. Но каково будет отношение людей к мясу невинных и беспомощных детенышей животных?
На канале BuzzFeed есть забавное видео под названием «Любители бекона встречаются с поросенком». Видео набрало почти 15 миллионов просмотров – возможно, его видели и вы. В видео присутствуют несколько юношей и девушек, которые блаженно ожидают, когда им принесут тарелку аппетитного бекона, а вместо этого им вручат милого маленького поросенка.
Участники умиляются и обнимают поросенка, а затем их взгляды наполняются смущением при осознании, что они едят бекон, который делается из этих милых поросят. Одна женщина восклицает: «Я больше никогда не буду есть бекон». Мужчина-респондент шутит: «Давайте будем честны – он же выглядит вкусно».
Это видео не только развлекательное. Оно также указывает на разницу мышления полов: мужчины и женщины часто по-разному устраняют напряжение, возникающее при размышлениях об убийстве животных.
Мужчины и мясо
Многие исследования показывают, что среди мужчин больше любителей мяса, чем среди женщин, и что они потребляют его в больших количествах. Например, исследование 2014 года показало, что в США среди женщин заметно больше как нынешних, так и бывших веганов. Женщины чаще, чем мужчины, отказываются от мяса по причинам, связанным с его внешним видом, вкусом, здоровьем, потерей веса, экологическими проблемами и заботой о благополучии животных. Мужчины, напротив, отождествляют себя с мясом, возможно – из-за исторических связей между мясом и мужественностью.
Женщины, которые едят мясо, часто используют несколько иные стратегии, чем мужчины, чтобы избежать чувства вины из-за поедания животных. Психолог Хэнк Ротбербер объясняет, что мужчины, как группа, склонны поддерживать убеждения человеческого доминирования и про-мясные оправдания убийства сельскохозяйственных животных. То есть они с большей вероятностью согласятся с такими утверждениями, как «люди находятся на вершине пищевой цепи и хотят есть животных» или «мясо слишком вкусное, чтобы беспокоиться о том, что говорят критики». В одном исследовании для оценки отношения людей к про-мясным и иерархическим обоснованиям использовалась шкала согласия 1–9, где 9 означало «полностью согласен». Средний показатель ответов для мужчин был 6, а для женщин – 4,5.
Ротбербер обнаружил, что женщины, с другой стороны, более склонны участвовать в менее явных стратегиях по снижению когнитивного диссонанса, таких как избегание мыслей о страданиях животных при употреблении мяса. Эти косвенные стратегии полезны, но они более хрупки. Столкнувшись с реальностью убоя животных, женщинам будет сложнее избежать жалости к животным, оказавшимся на их тарелках.
Детское лицо
Вид маленьких животных особенно сильно влияет на мышление женщин. Детеныши, как и маленькие дети, особенно уязвимы и нуждаются в заботе родителей, а также у них наблюдаются стереотипно «милые» черты – большая голова, круглое лицо, большие глаза и пухлые щеки, – которые мы ассоциируем с младенцами.
Исследования показывают, что как мужчины, так и женщины могут отмечать милые черты в детских лицах. Но женщины особенно эмоционально реагируют на милых детей.
Из-за неоднозначного мнения о мясе и эмоциональной привязанности женщин к детям ученые задались вопросом, могут ли женщины находить мясо особенно неприятным, если это будет мясо детеныша животного. Будут ли женщины проявлять большую нежность к поросенку, чем к взрослой свинье? И может ли это склонить женщин к отказу от мяса, даже если конечный продукт выглядит одинаково независимо от возраста животного? Исследователи задались тем же вопросом и в отношении мужчин, но не ожидали серьезных изменений из-за их более позитивных отношений с мясом.
Вот поросенок, а теперь – ешь колбасу
В трех исследованиях 781 американским мужчинам и женщинам были представлены изображения детенышей различных животных и изображения взрослых животных, сопровождаемые мясными блюдами. В каждом исследовании у мясного продукта всегда было одно и то же изображение, независимо от того, было ли это мясо взрослого животного или ребенка. Участники оценили свой аппетит к блюду по шкале от 0 до 100 (от «Совсем не аппетитно» до «Очень аппетитно») и оценили, насколько милым было животное или насколько нежные оно вызывало у них чувства.
Женщины часто отвечали, что мясное блюдо менее аппетитно, когда оно сделано из мяса детеныша животного. Все три исследования показали, что такому блюду они давали оценку в среднем на 14 баллов меньше. Отчасти это объясняется тем, что вид детенышей животных вызывал у них более нежные чувства. Среди мужчин результаты были менее показательными: на их аппетит к блюду практически не влиял возраст животного (в среднем мясо детенышей казалось им аппетитным на 4 балла меньше).
Эти различия в отношении полов к мясу наблюдались несмотря на то, что прежде было установлено, что как мужчины, так и женщины оценивали домашних животных (цыплят, поросят, телят, ягнят) как весьма достойных их заботы. По всей видимости, мужчины оказались способны отделять свое отношение к животным от их аппетита к мясу.
Конечно, в этих исследованиях не выяснялось, стали ли участники и участницы впоследствии сокращать потребление мяса, но они показали, что пробуждение чувств заботы, которые так важны для того, как мы относимся к представителям нашего собственного вида, могут заставлять людей – и в особенности женщин –переосмысливать свое отношение к мясу.
Вероника Кузьмина
Источник: The Conversation