Может показаться, что климатический кризис лишь незначительно меняет наше мышление, но в некоторых странах он полностью меняет потребительское поведение. Одним из мест, где наблюдаются серьезное изменения в потребительском поведении, является Швеция, где появилось новое движение, убежденное в безответственной природе потребительства, сообщает шведский портал Aftonbladet.
В шведском языке продолжают появлятся неологизмы, связанные с экологическими проблемами. Не так давно в шведском языке появился термин Flygskam, который можно перевести как «стыд за полет». Этим термином обозначали чувство неловкости и стыда за пользование авиатранспортом. Новый термин Köpskam можно перевести как «стыд, связанный с покупками или потреблением». По словам генерального директора HUI Research Йонаса Арнберга, это, скорее всего, лишь вопрос времени, когда этот термин станет широко распространенным понятием.
Термин, появившийся в той же стране, что и школьные эко-забастовки и сама активистка Грета Турнберг, в основном используется для обозначения неразумного потребления в сфере моды, для подчеркивания недостатка экологической ответственности, когда люди покупают чрезмерное количество одежды. По данным Организации Объединенных Наций, индустрия моды производит больше углекислого газа, чем все международные авиационные и морские перевозки. По мере того, как приходит осознание этого процесса, начинают происходить изменения в индустрии и социальных сетях – не только в Швеции, но и во всем мире. Универсального термина для описания этого процесса еще не придумано, но, несомненно, в скором времени он может появиться.
Идти в ногу с последними тенденциями моды и выкладывать в социальных сетях фотографии для демонстрации своих модных покупок – это то, что было популярно среди более взрослых поколений, но в настоящее время, по крайней мере, в Швеции, это вызывает серьезное недовольство у молодых людей.
Стыд от покупок, по крайней мере, когда речь идет о потреблении товаров, в которых нет необходимости, или о покупке более чем одной вещи, сейчас является растущей тенденцией в этой скандинавской стране. Наряду с этой тенденцией наблюдается рост числа покупок подержанной одежды, как для собственного потребления, так и для потребления другими людьми – бывшая в употреблении одежда больше не считается неподходящей для подарков.
На самом деле, многим нравится сама идея – дарить одежде вторую жизнь. Для многих дополнительная ценность связана с тем, чтобы искать одежду, основанную на личных убеждениях человека, вместо того, чтобы соответствовать последним тенденциям моды.
Хотя степень влияния активности Греты Тунберг на поведение молодых людей, которые, как считается, породили это тренд, неясна, очевидно, что осведомленность о том, как различные отрасли промышленности воздействуют на окружающую среду, изменяет поведение молодых потребителей.
Еще более очевидным является факт, что Швеция переходит к новым моделям поведения, которые более ответственны по отношению к окружающей среде и которые могут полностью изменить индустрию моды, пищевую промышленность и транспорт.
Яна Доценко
Источник: businessinsider