Миллионы тонн пищевых отходов образуются в нашей стране ежегодно. Куда они отправляются и есть ли грамотная система обращения с ними? Почему масштабы так велики и какие пути решения проблемы существуют? Разобраться в этом нам помог эксперт «Лиги Ноль Отходов» и руководитель направления устойчивого развития Danone в России и СНГ Василий Фокин.
Примерное количество пищевых отходов, которые образуются в России?
На сегодняшний день во всем мире около 1/3 производимых продуктов питания выбрасывается или теряется как на производствах, так и в бытовых условиях. Если говорить о ситуации в России, ежегодно в стране образуется около 17 миллионов тонн пищевых отходов, 94% из них отправляются на полигоны, где превращаются в источник загрязнения окружающей среды и выделяют опасные химические вещества (аммиак, сероводород, метан).
В компании Danone убеждены, чтобы прийти к решению этой сложной проблемы, необходимо объединить усилия: потребителям внести значимые изменения в повседневную жизнь и прийти к ответственному потреблению, а компаниям в свою очередь внедрять экоинициативы в свою деятельность и стремиться к совершенствованию технологий производства.
Зависит ли количество пищевых отходов от региона?
Традиционно, регионы с лучшим уровнем экономического развития, характеризуются более высоким уровнем ответственного потребления и экологической осознанности. Это связано как с лучшим развитием системы раздельного сбора отходов, так и с более высокой осведомленностью населения о вопросах устойчивого развития. Безусловно, на количество образуемых в регионе пищевых отходов может также влиять количество и объем промышленных производств, расположенных в нем.
На каких этапах производства/сбыта продукции образуется больше всего пищевых отходов?
Сейчас, если заглянуть в продуктовую корзину современного потребителя, можно обнаружить такое разнообразие пищевой продукции, которое человек или семья просто не успевают потребить. В результате еда нередко портится и попадает в мусорное ведро. Однако гораздо большее количество отходов создает пищевая промышленность. Любое производство сопровождается появлением неперерабатываемых остатков, брака и других отходов. Причины возникновения потерь и отходов в рамках продовольственной цепочки часто бывают тесно связаны друг с другом. Действия компаний по сокращению количества пищевых отходов, предпринимаемые как в производстве, так и в сбыте продукции, стоит рассматривать как систему взаимосвязанных шагов, единую продовольственную цепочку.
Какие есть способы сократить количество отходов?
Существует множество способов сокращения отходов. Самыми основными являются оптимизация производственной цепочки, регулирование количества образования отходов и внедрение новых методов работы, которые сделают производство безотходным. В данном контексте стоит отметить инициативы, которые используют в своей деятельности компании и бренды по поиску способов вторичного применения и переработки как сырья, так и упаковки.
Какие меры важно принять производителю и какие – потребителю?
Производителям необходимо сыграть определенную роль в привлечении потребителей к обучению и переосмыслению в отношении того, как сократить количество пищевых отходов в их собственных хозяйствах. Например, с помощью этикеток, когда покупатель может сразу узнать подробную информацию о продукте и как с ним правильно взаимодействовать после использования. Безусловно, важной мерой в борьбе с большим количеством пищевых отходов является внедрение на производстве способов утилизации. Партнерство с сетями перераспределения продуктов питания – еще один способ повысить эффективность сокращения продуктовых отходов.
Что касается потребителей, у них есть немаловажная роль – проявление стремления к ответственному потреблению. Ведь здоровье людей и планеты взаимосвязаны. Формирование у себя и близких более здоровых и устойчивых привычек в питание – маленький шаг к большим изменениям.
Как можно экологично утилизировать пищевые отходы, если они все же остаются у предприятия?
Среди экологичных способов утилизации органики можно выделить несколько. Первый – компостирование, с помощью которого пищевые остатки перерабатываются в удобрения для растений. Вторым способом является производство кормов для животных. Еще один способ – получение биогаза, из пищи можно произвести газ путем водородного и метанового брожения биомассы отходов. Нередко такой способ используют прямо на предприятиях, утилизируя пищевые отходы в биореакторах и используя полученное топливо для обогрева помещений.
Например, на заводе Danone в Чехове в качестве эксперимента было принято решение использовать специальную установку для переработки органических отходов в биогаз. Данная установка называется «метанайзер», и на сегодняшний день она вырабатывает более 500 квт энергии в день или ежегодно более 86 мегаватт-часов с помощью метанового сбраживания. Полученная в результате этого электроэнергия частично используется для освещения территории завода и является «зеленой», т.к. получена из возобновляемых источников.
Но есть и другие ощутимые преимущества этой установки, оказывающие позитивное влияние на экологию и дающие существенный экономический эффект. «Метанайзер» позволяет снизить объем образующихся на заводе органических отходов. Так, в прошлом году при помощи установки было утилизировано около 13 000 т органического вещества, что дало ощутимую экономическую выгоду порядка 20 млн рублей в год только за счет экономии на вывозе и утилизации органических отходов сторонней организацией.
Этот проект стал для компании первым подобного рода опытом в России, и он показывает свою успешность. Это позволяет задуматься, в случае увеличение объемов производства и образования пищевых отходов на других заводах, о расширении данной инициативы.
Как была создана «Лига Ноль Отходов»? Какая главная цель? Какие ближайшие задачи?
Осознавая проблему загрязнения экологии в мире и в России, в 2020 году компания Danone Россия выступила инициатором создания «Лига Ноль Отходов». К Лиге уже присоединились такие крупные компании как Bonduelle, Mars, Фрагария, Дамате, Сеть супермаркетов «Магнит», X5 Retail Group. Основная цель и миссия объединения – сформировать общество ответственного потребления продуктов питания, а также рассказать об утилизации производственных отходов в России и уже существующих в мировой практике инициативах. На данном этапе Лига стремится реализовывать все больше проектов по устойчивому развитию, привлекать новых партнеров, разделяющих интересы лиги, обучать и знакомить людей с принципами ответственного потребления.
Как обстоят дела с упаковкой продукции? Какие ждать новости в этой сфере?
Одной из основных миссий ответственных компаний в рамках устойчивого развития является отказ от использования проблемных типов пластика и переход на более экологичные инициативы. Так, компания Danone стремится, чтобы к 2025 году вся выпускаемая упаковка была перерабатываема или компостируема, пригодна для вторичного потребления. Уже сегодня Danone Россия собирает использованную потребителями упаковку и направляет ее на переработку. В 2019 году в партнерстве с российскими операторами отходов компания передала на переработку более 15 тысяч тонн использованной упаковки, предотвращено их попадание на полигоны и свалки. А в 2020 году стартовал уникальный для России проект «Зеленые города» по сбору потребительской упаковки и замыканию упаковочного цикла (собранный пластик перерабатывается и используется при изготовлении упаковки продукции Danone).
Планируется ли отказ от пластиковых пакетов?
За год в мире используется 500 миллиардов пакетов, в России – 26,5 миллиардов, что составляет 5% от мирового потребления. Более того, только 1 из 200 попадает на переработку – в том числе из-за неразвитой системы раздельного сбора отходов. Чтобы прийти к полному отказу от пластиковых пакетов, необходимо действовать поэтапно. Так, со стороны ритейла необходимо исключить бесплатное распространение пакетов или заменить многоразовыми альтернативами, а покупателей стимулировать использовать свои сумки для покупки товаров. Согласно данными Greenpeace, в 76 странах мира одноразовые пластиковые пакеты запрещены или их оборот регулируется (штрафы, налоги).
Переход на производство растительных продуктов – часть экологизации? В целом заметен рост веганского ассортимента?
Да, рост популярности веганского ассортимента за прошедшие годы определенно заметен. Растительные продукты чаще включают в диеты здорового питания, кроме того, они позволяют существенно снизить экологическую нагрузку за счет более низких объемов выбросов СО2 в производственной цепочке. Чтобы снизить углеродный след еще больше, в 2021 году мы открыли первое производство растительных напитков Alpro на территории России – это позволило нам оптимизировать логистику и уменьшить расстояния транспортировки готового продукта. Кроме того, при производстве растительных продуктов активно используются принципы регенеративного сельского хозяйства: более бережное выращивание сырья, рациональное использование водных ресурсов и защита плантаций.
Есть ли статистика, показывающая заинтересованность людей именно в экологичных продуктах? Например, то же растительное молоко. Насколько вырос спрос за последние несколько лет?
Исследование Edelman Trust Barometer 2020 года показало, что 71% потребителей готовы отказаться от бренда, который работает только ради финансовых показателей и не заботится о влиянии на окружающую среду. Это большой стимул – теперь компании все чаще ставят заботу о планете в число своих приоритетов. Также согласно исследованию Nilsen 2018 года, две трети россиян (62%) готовы изменить свое потребительское поведение, если оно будет наносить меньше вреда окружающей среде – в сравнении с предыдущим исследованием, цифра выросла почти в два раза за несколько лет. Интерес к концепции здорового образа жизни и питания с годами будет только расти, а вместе с ним и количество ответственных потребителей и производителей.
Василий Фокин, руководитель направления устойчивого развития Danone в России и СНГ