После нескольких месяцев аномально теплой погоды в начале мая в Сибири начали вспыхивать пожары. По данным информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз), наибольшая площадь распространения огня в следующих регионах: в Якутии, на Чукотке (Чукотский автономный округ), в Магаданской области, на севере Камчатского края и в Красноярском крае. Помимо основной причины, связанной с рекордно высокими температурами, выделяют еще одну – «неуправляемые» пожары. Специальные региональные комиссии могут принять решение о том, что пожар не может быть потушен, если он действует в отдаленных и труднодоступных местах. Сейчас такие зоны занимают около 45% всех лесов России. Нет четких правил установления «контрольных зон» и отказа от тушения пожаров. Greenpeace России сообщает, что с января сгорело около 19 миллионов гектаров лесов, степей и полей в Сибири.
Спутниковые данные показывают, что пожары в 2020 году более масштабны, многочисленны и превосходят по количеству выбросов углерода пожары, которые были зафиксированы за последние годы. Пламя значительно усилилось в середине июня, когда жестокая жара обрушилась на северо-восток Республики Саха. Якутия – один из самых активных пожароопасных регионов в Сибири этим летом. Масштаб и интенсивность пожаров в течение июля во многом обусловлены скоплением активных пожаров в республике. По оценкам Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды (ECMWF), около 100 мегатонн CO2 было выброшено в результате пожаров в июне в Республике Саха и соседней Чукотке.
В Красноярске в период с 21 апреля по 21 июля спутником было обнаружено 27 461 пожаров. Согласно Global Forest Watch, с 2000 года в городе произошло сокращение древесного покрова на 9,8%. Сильно выжженные бореальные леса (леса, растущие в среде высоких широт, где отрицательные температуры сохраняются от 6 до 8 месяцев в году – прим. ред.), преобладающие в России, иногда превращаются в пирогенный ландшафт. Это происходит, когда огонь убивает деревья и выжигает семена, находящиеся в почве. Деградированный ландшафт, оставшийся после лесного пожара, препятствует росту здоровых, зрелых деревьев, которые более устойчивы к пожарам. Их заменяют более огнеопасные кустарники и луга. Пожары на земле иногда могут облегчить рост кустарников, ландшафт затемняется, поглощается больше тепла. Это делает зону более уязвимой для будущих пожаров. Когда температура выше средней, скорость испарения увеличивается, что приводит к вытягиванию влаги из растений на суше. Это означает, что если огонь вспыхнет, он может очень быстро распространиться на большие площади.
По данным Лесопожарного центра Красноярского края, на 20 августа площадь лесных пожаров увеличилась до 53,6 тысячи гектаров. На территории области действуют 79 лесных пожаров.
Около половины пожаров в России в этом году зафиксированы в районах с торфяной почвой – разложившимся органическим веществом, которое является крупным природным источником углерода. Возгорание торфа вызывает беспокойство по многим причинам. По мере того, как пожары сжигают верхние слои торфа, глубина залегания вечной мерзлоты может увеличиваться, еще больше окисляя лежащий под ней торф. Они также выделяют метан, который является более мощным парниковым газом, чем углекислый газ. Как правило, торфяные почвы слишком влажны и холодны, чтобы гореть, но когда они нагреваются и высыхают, они могут воспламеняться и гореть месяцами, заставляя вековые запасы углерода подниматься и образовывать дым.
По данным NASA, дым может также оказывать значительное влияние на климат. Поскольку частицы сажи темного цвета, также известные как черный углерод, приземляются на арктический лед, они заставляют его поглощать больше солнечной энергии, что ускоряет его таяние.
Торфяные пожары могут гореть дольше, чем лесные, и выбрасывать в атмосферу огромное количество углерода. Служба мониторинга атмосферы Copernicus Atmosphere Monitoring Service (CAMS) зафиксировала, что пожары в России выделили больше углекислого газа за июнь и июль 2020 года, чем выделялось ежегодно, начиная с 2003 года (когда начался сбор данных). Продолжающиеся лесные пожары уже выбросили в атмосферу 56 миллионов тонн углекислого газа – больше, чем ежегодные выбросы некоторых стран. Ядовитый дым от пожаров осел над несколькими городами, ухудшая состояние здоровья и отнимая спокойствие многих жителей.
Температура воздуха достигла максимума +38 градусов в российском городе Верхоянске, что является новым рекордом для всего Арктического региона. Сибирь известна своими долгими суровыми зимами со средними температурами, которые могут упасть до -45 градусов на Дальнем Востоке. И хотя средняя температура июля +19 градусов, большая часть почвы остается замерзшей в течение всего лета в виде так называемой вечной мерзлоты. Первая половина этого года выдалась не по сезону теплой, с температурой в июле почти на 10 градусов выше средней. Всемирная метрологическая организация (ВМО) подняла тревогу, заявив, что официальные данные свидетельствуют о рекордном потеплении в Арктике.
Белые ледяные шапки обычно отражают около 80% солнечного излучения обратно в космос. Но более высокие температуры заставили ледяные шапки исчезнуть. Незамедлительное таяние морского льда тем временем позволяет большей части солнечной энергии поглощаться океанами в виде тепла, что затрудняет восстановление льда осенью и зимой, а это приводит к еще большему нагреву. Это ускоряет процесс таяния и не дает образоваться новому льду, делая потепление еще более возможным. Выбросы, вызванные пожарами этого года, значительно повлияют на потепление атмосферы по всей планете, особенно в Арктике, где температура повышается в два раза быстрее, превышая среднюю скорость увеличения на планете.
Пожары могут ускорить процесс глобального потепления, сжигая глубоко в почве и высвобождая углерод, который накапливался в виде замороженного органического вещества в течение сотен лет. По данным EurasiaNet, высокие температуры ускоряют таяние 10,7 млн кв. км вечной мерзлоты в России, что угрожает целостности всей инфраструктуры региона. Так, например, почти 60% всех зданий в Норильске, в городе с населением 177 000 человек, сдвинулись и потрескались по мере оседания грунта. По меньшей мере 100 из них оказались непригодными для жизни. Под угрозой также находятся такие объекты инфраструктуры как дороги, аэропорты и нефтепроводы.
В то время как пожары являются обычным явлением в это время года, рекордные температуры и сильные порывы ветра делают ситуацию особенно тревожной. Арктический морской лед уже находится на рекордно низком уровне для этого времени года, в основном из-за раннего таяния льдов в Арктике, вызванного тем же аномальным теплом, которое помогло пожарам распространиться по всему региону. Эти пожары изменяют хрупкое экологическое равновесие Арктики, а между тем и всего земного шара.
Автор материала Алина Максимова