Сообщество вегетарианцев, веганов и сыроедов является одним из оплотов культуры ответственного потребления в нашей стране. Тем не менее даже в этих кругах редко обсуждается потребление продуктов из развивающихся стран, несмотря на широкий перечень этических проблем, связанных с их производством. Массовый ввоз товаров из государств «третьего мира» влечет за собой самые возмутительные нарушения прав человека и наносит огромный вред нашей планете. И покупателю пора об этом задуматься.
Перечень товаров, к потреблению которых подходить стоит с осторожностью, очень длинный. Среди них оказывается и шоколад. Об этическом и экологическом кризисе какао-индустрии пишут, но редко, а в ассортименте веган- и RAW-магазинов и кондитерских шоколадные изделия все еще присутствуют в избытке. Некоторые предприниматели, ставящие своей целью этичный бизнес, ответственно подходят к выбору поставщика, проверяют, что закупаемый ими товар не был добыт детским и рабским трудом и в ущерб экологии, однако в описание продукта это не включается. Очевидно, покупателей этот момент не так уж сильно интересует. А между тем причины задуматься о том, как добывается потребляемый нами шоколад, очень весомы.
Около 70% какао-бобов добывается в странах Африки. Лидеры в производстве какао – Гана и Кот-д'Ивуар. Получить сырье из развивающихся стран задешево – легко, и западные производители свободно пользуются этим и скупают африканское какао по заниженной цене. Владельцам какао-ферм в итоге остается балансировать на черте бедности без всякой надежды со временем улучшить свое положение. Наемный труд им часто недоступен, недостает и капитала, который можно было бы вложить в современные методы производства, в ведение устойчивого хозяйства.
Для сохранения источника своего пропитания и снабжения развитых стран достаточными объемами какао фермеры прибегают к использованию рабского труда, зачастую – детского. Одних детей заманивают на хозяйства обманом, обещают хорошую зарплату и образование. Других попросту похищают из соседних стран, крадут у их семей. Маленьких рабов в возрасте от 12 лет, а порой еще младше, заставляют выполнять тяжелый физический труд, прибегают к любым методам принуждения, вплоть до физического насилия.
Не имея возможности вести рационально организованное устойчивое хозяйство, фермеры вынуждены рано или поздно перемещать посадки. Ради освобождения земли для выращивания какао-деревьев происходит вырубка тропического леса. За последнее столетие площадь африканских лесов сократилась почти на 90%, и трагичность этой потери сложно переоценить.
Обезлесение ведет к сокращению объема осадков, что в свою очередь ведет к засухе. Засуха отражается на жизни местного населения, наносит удар по сельскому хозяйству. Вместе с тропическими лесами уничтожается и их богатая и уникальная экосистема. Многие виды животных, обитающие в лесах Африки, находятся под угрозой вымирания. Страдают и коренные африканские племена, для которых местные леса – дом и основной источник пропитания. Наконец, обезлесение отражается на экологии всей нашей планеты, увеличивая темпы глобального потепления.
Существует множество международных организаций, цель которых – контроль за этическим и экологическим производством товаров из развивающихся стран. Наиболее надежными из них считаются Rainforest Alliance и Fairtrade International. Их стандарты во многом схожи: на сертифицированных фермах недопустимо использование детского труда и эксплуатации рабочих, а также использование защищенных лесных территорий; предпринимаются меры по повышению грамотности фермеров, обучению их современным методам ведения хозяйства; ведутся активные программы по повышению статуса женщин-работниц и выдвижению их на руководящие позиции. Фермеры также получают финансовую поддержку.
Но ничто не идеально, и сертифицированный шоколад не становится простым и универсальным выходом из кризиса. Финансовая поддержка, оказываемая Rainforest Alliance, например, не столь надежна, выплаты фермерам не так уж велики и стабильны. Более того, Rainforest Alliance не защищает сотрудничающих с ними фермеров от обворовывающих их предпринимателей: какао продолжает продаваться по заниженным ценам, владельцы хозяйств остаются бедными.
В противоположность Rainforest Alliance, организация Fairtrade International основана на принципах «Справедливой торговли» – движения, нацеленного в первую очередь на выплату производителям из развивающихся стран справедливой цены за их товар. Fairtrade-какао продается по стоимости не ниже установленного компанией минимума, что обеспечивает более стабильное финансовое положение фермеров.
Сложным моментом являются устанавливаемые Fairtrade International требования. На сотрудничающих с ними фермах не разрешено широкое использование наемного труда, ведение хозяйства должно оставаться семейным делом. Это раз и навсегда исключает возможность эксплуатации и использования труда рабов, но и не дает фермам расти и развиваться.
В России крупных производителей и поставщиков, продающих сертифицированные международными организациями какао-продукты, можно пересчитать по пальцам одной руки. Порой на прилавках супермаркетов можно найти импортный шоколад, изготовленный, по уверению производителя, из «ответственного» какао (стоит такая плитка в районе 200 рублей). Однако слово самой компании – не гарантия: у каждого производителя могут быть свои представления о том, что является этичным и экологичным.
Само движение «Справедливой торговли» в нашей стране абсолютно не развито: государство не предпринимает никаких инициатив по ограничению продажи продуктов рабского труда, а группы активистов, стремящихся привить соотечественникам привычку к сознательному потреблению, остаются слабо организованными и в итоге распадаются.
Неоднократно отмечалось, что шоколадный кризис не может быть решен внутри самой индустрии: необходимо вмешательство государств африканских стран. Тем не менее повышение спроса на сертифицированный шоколад несомненно помогает развитию этичного и экологичного производства.
Что же именно можно предпринять для появления в России большего количества сертифицированных продуктов?
Во-первых, отказаться от шоколада, не имеющего сертификата. Скорее всего, отказаться придется от шоколада в целом, если только у вас нет возможности купить его за границей (это не так сложно, но все же довольно дорого).
Во-вторых, общаться с производителем. Быть может, ваша любимая кондитерская или марка RAW-шоколада все же сознательно подходит к закупке какао-бобов, но не афиширует это по той простой причине, что клиентов подобные детали не интересуют. Задавайте вопросы, мотивируйте предпринимателей рекламировать свой продукт как этичный или же дайте им понять, что вы не будете против заплатить за любимые сладости больше ради защиты детей и тропических лесов.
Наконец, стоит начать распространять идеи ответственного потребления какао среди своих знакомых. Чем больше людей открыто заговорит о своем нежелании покупать продукт, добытый рабским трудом, тем скорее и смелее предприниматели начнут вкладывать свои финансы в производство и распространение этичной альтернативы.
Не забывайте, что шоколад – это роскошь. При возможности купить сертифицированную плитку – дело хорошее, но в любом случае не стоит поддерживать в себе привычку потреблять его регулярно. Африка снабжает какао-бобами весь мир, и при этом большинство самих фермеров ни разу в жизни не пробовало шоколад. Люди, живущие в бедности, изо дня в день гнут спину на фермах ради удовольствия иностранцев, которым хочется чего-нибудь к чаю. А мы тем временем отказываемся даже задуматься о жизни без какао. Пора понять: отказ от него – это не трагедия, и по совести употреблять мы его должны в гораздо меньших количествах.
Мир медленно, но все же меняется к лучшему. 2020-й год стал датой, избранной многими крупнейшими корпорациями для полного и окончательного перехода исключительно на «этичный» шоколад. В прошлом месяце, 12 июля, правительства Ганы и Кот-д'Ивуара установили единую минимальную стоимость какао-бобов, что даст фермерам шанс подняться из бедности, развить свои хозяйства.
Сейчас самое время поддержать происходящие изменения и включить в повестку дня сознательное потребление шоколада. Каждый день мы делаем выбор в пользу будущего и в пользу человечности, исключая из рациона животные продукты. Но не стоит на этом останавливаться.
Софья Кращенко