Современное искусство нередко затрагивает тему этичного обращения с животными, защиты прав животных и, конечно, вегетарианского и веганского питания. В наши дни веганское искусство – гораздо больше, чем просто фотоколлажи и «мотиваторы», которые помещают в Facebook или Instagram. Творческая «кухня» творцов веганского искусства, пожалуй, не беднее, чем палитра веганских блюд! Это:
-
и живопись,
-
и цифровое искусство (включая фотографию, видео, проекции и др.),
-
и объёмные инсталляции и скульптура,
-
а также драматические представления, перфомансы!
Грань между искусством и веганскими акциями протеста довольно тонка – ведь кто не восхищался, глядя как активисты GREENPEACE бойкотируют в том числе «вызывающие опасения по опасности разливов» нефтяные платформы, зачастую с большим риском для жизни (и рискуя получить обвинение в пиратстве)! Или устраивают живой концерт современной классической музыки с участием известного композитора – на крошечном плоту близи тающего айсберга в Арктике… Видеозаписи таких акций – независимо от происходящего в кадре – по сути, тоже современное мультимедийное, «цифровое» искусство. При этом, бывает, что такие перфомансы балансируют на самой грани как законов, так и здравого смысла, рискуя ещё чуть-чуть – и скатиться в дурной вкус и оскорбительные для других людей «панк-молебны». Но – таков дух времени, и веганы по определению в авангарде, на самом гребне информационной волны!
Так, например, сильные и противоречивые чувства вызывает нашумевшая акция британской активистки зелёного движения Жаклин Трэйд (Jacqueline Traide). Она выразила своё возмущение тестированием косметики на животных в виде скандально известной драматической постановки. Акция была проведена в Лондоне, Великобритания, на беззаботно-буржуазной Регент-стрит, в витрине салона косметикой фирмы LUSH: их продукция не тестируется на животных. В постановке участвовали два актёра: безжалостный «доктор» в хирургической повязке на лице в течение 10 часов (!) проводил «тестирование» ярко окрашенной «косметики» на сопротивляющейся, но беззащитной «жертве» (самой Ж. Трэйд), одетой в трико телесного цвета. (См. короткое 30-секундное превью ролика и полная версия на 4 минуты с комментариями активистов). Акция собрала толпу недоумевающих людей с телефонами: некоторые плакали в шоке от увиденного! – которым было потом предложено подписать петицию в защиту принятия закона, запрещающего тестирование косметики на животных. Активисты поясняли тем, кто не в курсе, что такой законопроект рассматривается в Великобритании вот уже … 30 лет, и без какого-либо сдвига в сторону принятия финального решения. Все 10 часов, которые продолжалась (и транслировалась online) скандально акция, неутомимый доктор в маске подвергал 24-летнюю Жаклин многому из того, что обычно делают с животными во время тестирования косметики: связывал, насильно кормил, делал уколы, обривал волосы на голове и мазал разноцветными кремами… В финале утомительного перфоманса Жаклин, заглушенная кляпом, была в слезах и (настоящей) крови: она поранилась, сопротивляясь уколу «доктора». Эта яркая и щекочущая нервы акция, попавшая в передовицы британской прессы и вызвавшее смешанную реакцию шока и одобрения, в каком-то смысле, балансирует на грани мазохизма. Но Жаклин доказала, что мужество и самопожертвование доступно не только борцам GREENPEACE. А главное, что страдания подопытных животных не скрыть стенами лабораторий.
Шокирование зрителя – излюбленный приём веганского искусства: отчасти потом, что люди, по натуре, толстокожи. Но не все веганские «мотиваторы» агрессивны! Так, в интернете, особенно на англоязычных ресурсах, несложно найти виртуальные «галереи» вполне эстетичных картин, рисунков и фотоколлажей, посвящённых идеям этичного обращения с животными и «чистого», безубойного питания. Например, можно найти такие коллекции на Tumblr , Blogspot, в сети Facebook (ещё одна подборка), Pinterest, Instagram. Работы, выставленные в виртуальных галереях хэндмейда на Etsy, можно не только посмотреть (и скачать в виде цифровых картинок), но и приобрести. Многие из представленного в интернете можно показать и детям – хотя далеко не всё!
А что взрослые? Хотя многие веганские арт-работы явно сделаны буквально под влиянием момента и «на коленке», отдельные идейные произведения – настоящее искусство! Как, например, масштабная скульптура китайского артиста Лю Кена (Liu Qiang): она изображает страдающую корову, из которое ненасытное и жадное человечество сосёт молоко. Эта скульптура с необычным названием «29 часов 59 минут 59 секунд” призвана привлечь внимание общественности к тому факту, что мы в большой степени зависим от животных, которых эксплуатируем или даже потребляем в пищу… Другие художественные произведения Лю Кена изображают тигра, истыканного стрелами, стаю волков и так далее – все работы объединяет не только высокое мастерство исполнения, но и гуманистический и про-веганский подтекст.
Но иногда даже профессиональные художники заходят слишком далеко в своих попытках выразить боль, страх, и страдания животных, приносимых в жертву аппетитам человечества. Так, например, Саймон Бёрч (Simon Birch) в июне 2007 года зарубил свинью самурайским мечом для того, чтобы заснять видео для своей арт-инсталляции в Сингапуре. Артист, являющийся вегетарианцем, объяснил такой акт «художественной необходимостью»...
Немало споров вызвал и другой – хотя и бескровный! – веганский проект, а именно комикс VEGAN ARTBOOK. Автор комикса по имени Priya "Yerdian" Cynthia Kishna собрала немало гневных комментариев как от мясоедов, так и от самих веганов и вегетарианцев, многие из которых последовательно (в формате Wiki!) критикуют Прию за убогость «логических» доводов, насилие, межполовую агрессию и феминистический подтекст комикса. И это в числе других факторов, снижающих эстетическую и идейную ценность известнейшего вэб-проекта. Продвигаемая комиксом радикальная идея, что якобы все люди являются прирождёнными фруторианцами – не основанная на научных данных! – тоже не нашла ободрения даже в кругу самых радикальных веганов. В итоге, ультрарадикальный комикс «Веган Артбук» оказался слишком агрессивен даже для американских феминисток, которые отметили явную карикатурность нападок героини комикса на мужчин-омниворов, олицетворяющих в комиксе абсолютное зло. Действительно, такая агрессивная про-веганская агитация, как в комиксе «ВЕГАН АРТБУК», лишь портит имидж самих веганов и вегетарианцев…
К счастью, VEGAN ARTBOOK это лишь попавшая в фокус общественного внимания верхушка гигантского айсберга медиа-арта на тему веганизма и вегетарианства. При этом, именно цифровое искусство – к которому веганы часто и прибегают – является, пожалуй, самым доступным средством донесения до широкой общественности идеи этичного обращения с животными. Ведь выражая своё сострадание к животным в произведениях искусства, важно не нанести ещё больший вред …. самим актом творчества! Ведь, если разобраться, что такие художественные материалы, как масляные краски и пастель, холст, цветные карандаши, акварельная бумага, фотоплёнка и фотобумага и многое другое – производится с использованием животных компонентов!
В интернете немало информации для этично настроенных художников, в том числе специальная страничка на сайте PETA. Хотя до сих пор многие творческие личности могут и не подозревать, что в их красках кроются и жжёные кости, и желатин, и другие материалы, произведённые из трупов множества разных животных, начиная с морских обитателей и вплоть до кроликов и даже коров! Немало проблем у художников и с выбором кистей, лучшие из которых до сих производят из хвостов белок, ласок и других животных. Таким образом, живопись с использованием натуральных кистей не намного этичней приобретения шубы… К сожалению, даже акриловые краски – их некоторые искренне считают «100% химическими» – не являются веганскими, т.к. отдельные красители для них все-таки производят из животных. Нужно быть очень осторожным в выборе материалов для творчества! А хорошая новость для художников-веганов – в том, что 100% веганские альтернативы и материалам, и кистям уже есть (зачастую пока доступные для покупки через интернет с западных сайтов) и с каждым годом их всё больше.
Что же касается фотографии – здесь тоже не всё гладко: этичной фотоплёнки просто нет (везде используется желатин), так что надо снимать на «цифру», а печатать – на синтетических материалах: в том числе, например, на полимерную плёнку и т.п. – не содержащих животных компонентов… Это не просто, но возможно! Альтернатива современной «синтетике» – только, как вариант, вернуться к таким «прадедушкиным» штучным методам производства фотографий, как дагерротипия и коллоидный процесс… В любом случае, фотоискусство может быть этичным.
Современные тенденции в социально-значимом творчестве ставят творцов перед целым рядом этических выборов. Как убедить толстокожую толпу в праве животных на жизнь и свободу? Как создать произведение искусства, не нанеся косвенного вреда животным? Как донести свою мысль, не оскорбив чувства зрителей? Как создать что-то поистине яркое, избежав пошлости и как быть услышанным, не нарушая закон? Борьба идей и принципов порой такая острая, что искусство оказывается под перекрёстным огнём. Но тем больше мы ценим его удачные примеры!