Январь всегда был месяцем обещаний. В этом январе около 350 000 людей по всему миру планируют принять участие в ежегодном движении Веганварь и на месяц перейти на веганство. Каков потенциал у этого челленджа и стоит ли к нему присоединиться?
В последние годы стали очень популярны 30-дневные челленджи, связанные с изменением пищевых привычек – к примеру, на месяц отказаться от алкоголя, от сахара или других вредных продуктов. Одним из подобных челленджей является Веганварь – кампания по продвижению веганства, изначально запущенная в Великобритании.
У Веганваря есть официальный сайт, на котором участники могут подписать онлайн-обещание, согласно которому в январе они будут придерживаться исключительно веганской диеты. Веганварь может помочь всем, кто заинтересован в растительном образе жизни, опробовать его в течение месяца, но на деле программа рассчитана на более долгосрочные цели. Как говорит Венди Мэтьюз, директор проекта в США, «после Веганваря многие люди решают продолжать придерживаться веганской диеты». По словам Мэтьюз, в прошлом году около половины участников Веганваря стали веганами на постоянной основе.
Веганварь похож на 30-дневный пробный период в тренажерном зале, во время которого вы решаете, нравятся ли вам тренировки и готовы ли вы продолжать. К слову, одним только онлайн-обещанием Веганварь не ограничивается – оставившие заявку участники получают регулярные электронные письма с рецептами и советами о веганском образе жизни.
Можно ли с уверенность сказать, что Веганварь – это эффективная и полезная программа, обладающая потенциалом?
Трейси Манн, профессор психологии в Университете Миннесоты, которая изучает психологию питания, выступает категорически против диет и с недоверием относится к большинству связанных с едой челленджей. Чаще всего челленджи основаны на отрицании своих желаний и ограничении себя – и это, по словам Манн, является их главной проблемой. «Дело в том, что отрицание своих желаний заставляет вас лишь сильнее хотеть чего-либо», – уверена она.
Манн приводит в пример саму себя: как-то раз в феврале она решила отказаться от сахара, и хоть ей и удалось пройти этот челлендж, за ним последовал «полный сахара март».
Манн отмечает, что большинство обещаний, которые мы даем с наступлением нового года, как правило, терпят неудачу уже к февралю. По ее наблюдениям, особенно это касается обещаний сбросить вес; а вот на те эксперименты, которые не предполагают ограничения в потреблении калорий, у нее менее пессимистичный взгляд. Так, по мнению Манн, «вы можете перейти на веганский образ жизни, если потребляете достаточно калорий. Главное – не ограничивать себя».
По словам Мэтьюз, Веганварь надеется привлекать к участию не только тех, кто заботится о своем здоровье, но и тех, кого волнует состояние окружающей среды.
В 2019 году 46% участников при регистрации сообщили, что их волнует собственное здоровье, 34% – жестокое обращение с животными, и только 12% – климат. Но в 2020 год фокус сместился, и большинство зарегистрировавшихся сообщили, что принимают участие в челлендже ради климата, ведь, согласно исследованиям, лучшее, что мы можем сделать для окружающей среды, – это перейти на веганство.
Создатели Веганваря уверены, что даже если участники просто будут придерживаться веганства в течение месяца – это большой шаг. В прошлом году в Веганваре приняли участие почти 250 000 человек, а в этом году – уже около 350 000 человек.
«Мы знаем, что за один месяц планету не спасти. Но с участием сотен тысяч людей мы уже в состоянии что-то изменить», – говорит Мэтьюз.
Вероника Кузьмина
Источник: The Washington Post