Первый электромобиль был изобретен венгром Аньошом Йедликом еще в 1828 году. Он представлял собой тележку, напоминающую скейтборд и стал прототипом для создания более усовершенствованных моделей. Электрокары были достойными конкурентами автомобилям с ДВС вплоть до 30-х годов прошлого века, их скорость достигала 23 км/ч и время работы без подзарядки аккумулятора доходило до 80 км. Мир менялся и электромобили становились все менее популярны. Интерес к ним в разные годы то возрастал, то угасал. Все изменилось с появлением в мировой повестке проблемы глобального изменения климата. Правительства развитых стран увидели в электромобилях средство спасения от экологической катастрофы. В этой статье попробуем разобраться, чем на самом деле является электрокар и действительно ли его использование так экологично.
В чем экологичность электрокара
Принцип работы двигателя электрокара основан на преобразовании электрической энергии в механическую, которая приводит автомобиль в движение. Главное экологичное отличие электрокара от авто с ДВС заключается в том, что при его эксплуатации в атмосферу не попадают выхлопные газы (продукты неполного сгорания углеводородного топлива). Для зарядки батареи электрокара необходимо электричество, поэтому электрокар экологичен настолько, насколько экологичен источник электроэнергии, которой он заряжается.
По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2021 году количество выработанной электроэнергии от использования угля выросло на 9%, и его доля в мировой электрогенерации составила 36%. Согласно отчету ежегодника Enerdata, доля возобновляемых источников электроэнергии в 2020 году составляла 28%. В Норвегии 98% всей выработанной электроэнергии уже приходится на энергию от ВИЭ (возобновляемых источников энергии). Эта страна считается мировым лидером по переходу на электрокары, причем сама их не производит.
Исследования Аргоннской национальной лаборатории в Чикаго показали, что при производстве электромобиля в атмосферу попадает на 32% больше углекислого газа, чем при производстве авто с ДВС (8,1 млн грамма против 5,5 млн грамма). Результаты исследования Международного совета по чистому транспорту (ICCT) напротив, говорят о том, что за весь жизненный цикл электромобиля уровень выбросов существенно ниже по сравнению с бензиновыми авто. Значения в этом исследовании напрямую связаны со страной эксплуатации электрокаров, так в Европе, где высокая доля ВИЭ это значение составляет 66-69%, а в Индии с угольными электростанциями — 19-34%.
«Согласно многочисленным международным исследованиям, при производстве электрокаров действительно выбросы углекислого газа выше, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Вопрос в дальнейшей эксплуатации, а именно, что является источником электроэнергии, которую используют, заряжая электромобиль. Если подзарядка происходит на электростанциях за счет возобновляемых источников энергии, то в среднем уже через год, электрокар может оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, в отличии от бензинового аналога», – делится экспертным мнением президент РусКлиматФонда Марианна Мунтяну.
Батареи и редкоземельные металлы
Аккумулятор электромобиля – самый важный, дорогой и опасный элемент электрокара. При изготовлении аккумулятора используются химические компоненты, производные нефти и редкоземельные металлы, чья добыча является губительной для экологии.
Самые крупные запасы редкоземельных металлов находятся в Китае. Китайской ассоциацией редкоземельных элементов были опубликованы данные о том, что на 1 тонну добытых ископаемых приходится 9-12 тыс. м³ газовых отходов, состоящих из концентрированной пыли, плавиковой и серной кислоты, сернистого газа. Вдобавок к этому образуется около 75 м³ кислых сточных вод и 1 тонна радиоактивных отходов.
В большинстве электродвигателей используется редкоземельный металл неодим. Хорхе Моралес де Лабра, промышленный инженер в секторе электротехники, заявляет, что неодим – лучший из известных элементов для изготовления магнитов, несмотря на его грязную добычу.
Извлечение редкоземельных металлов связано с использованием ручного и детского труда, рисками для здоровья работников и бедностью в развивающихся странах. Экологичность для развитых стран вновь превращается в бедствие для стран третьего мира.
Утилизация
К уже существующим гигантским свалкам цифрового мусора в скором времени присоединятся отработанные батареи электрокаров. На таких свалках под воздействием дождя, снега и солнечных лучей электронный мусор превращается в химическое оружие, отравляющее землю. Все опасные вещества, проникающие в почву, рано или поздно попадают в воду, а из воды в организмы животных и людей.
Проблема с утилизацией электрокаров стоит очень остро, в ближайшее время понадобятся производства по их переработке, которых сейчас почти нет. Выход видят в организации специальных хранилищ, но если учесть, что аккумулятор весит от 50 до 400 кг, каких размеров должны быть эти хранилища и насколько такое складирование экологично? Доцент экономического факультета РУДН Леонид Сорокин считает, что кроме утилизации аккумуляторов существует проблема с утилизацией лопастей ветряков и солнечных панелей. В настоящее время нет безопасных технологий для утилизации материалов, из которых состоят эти типы ВИЭ.
Загрязнение частицами шин
По результатам исследования экспертов компании Emission Analytics, при взаимодействии автомобильных шин с дорожным покрытием в воздух попадает около 6 граммов вредных частиц на 1 км. Эти микрочастицы неразличимые человеческим глазом легко попадают в легкие. Они могут стать причиной плохого самочувствия у относительно здоровых людей и привести к более тяжелым проблемам со здоровьем у людей с хроническими сердечными и легочными заболеваниями, вплоть до риска преждевременной смерти. Эксперты отметили, что в некоторых случаях твердые частицы в 1000 раз превышают уровень выхлопных газов, выделяемых автомобилем. Ричард Лофтхаус, старший научный сотрудник Emission Analytics отмечает, что необходимо контролировать не только количество выхлопных газов, но и загрязнения частицами шин. Этот тип загрязнений свойственен любому виду транспорта на колесах, и электрокары не являются исключением.
Экологичность или гринвошинг?
Для того чтобы определить экологичность товара и присвоить ему экостатус, оценивается весь жизненный цикл продукта от добычи сырья до утилизации. Если провести параллель и оценить таким способом электромобиль, то с получением экомаркировки у производителей таких авто возникнут проблемы. Губительная для природы добыча сырья, большое количество затрачиваемой электроэнергии при создании и эксплуатации, загрязнение воздуха твердыми частицами и отсутствие регламентированного процесса утилизации, больше похоже на экологичное позиционирование товара без достаточных на то оснований. Называть электрокар экологичным только по причине отсутствия выхлопных газов – неэтично по отношению к покупателям действительно обеспокоенных проблемами экологии.
Электрокар может быть экологичным транспортом при соблюдении определенных критериев, но на сегодняшний день существенных преимуществ перед автомобилями на ДВС у электромобилей нет. Отсутствие выхлопных газов – красивая обертка экологичности, за которой скрывается пресловутый гринвошинг.