Пищевое поведение человека закладывается еще в детстве. Более того, питание матери во время беременности, безусловно, отражается на функционировании пищеварительного тракта ребенка. Через околоплодные воды он уже получает самую первую информацию о той пище, которую ему предстоит кушать.
Не менее важны периоды лактации и прикорма. В период грудного вскармливания младенец учится распознавать чувства голода и насыщения. Взаимодействие с мамой во время этого процесса способствует формированию привязанности и доверия ребенка к миру.
Во время прикорма важно давать ту еду, которую кушает семья. Баночки с детским питанием из магазинов не только бьют по бюджету, но и не способствуют правильному развитию пищевого поведения и не тренируют зубочелюстной аппарат ребенка. Мягкие овощи и фрукты можно резать кусочками и предлагать малышу уже с 6 месяцев. Важно учить ребенка кушать самостоятельно, а не класть ему в открытый ротик ложку с едой.
Отдельно хочется сказать о гаджетах. Телевизор, компьютер, телефон, планшет и иные цифровые устройства не должны участвовать в приеме пищи. Когда дети кушают под мультики, это пагубно отражается на всем процессе пищеварения. В частности, нарушается активность ферментов и пищеварительных соков, что нередко влечет за собой расстройство пищевого поведения в будущем.
Несколько слов о рекламе: часто с больших и малых экранов нам показывают очень сочные и красивые блюда, рассчитанные на внимание как взрослых, так и детей. Практически все рекламируемые продукты – это вредная пища, подкрепленная игрушками и мультяшными персонажами, что в корне неправильно. Дети до 12 лет не способны критически оценивать рекламу, поэтому важно грамотное объяснение взрослыми, в чем состоит истинная цель рекламы. А лучше, конечно, и вовсе не смотреть ее.
И, пожалуй, самое главное: родители должны сформировать пищевой интерес у ребенка и привить любовь к полезной, живой и вкусной пище. Как же этого добиться? Несколько советов родителям:
· детей нужно любить!
· ребенку нужно давать право самостоятельно определять необходимое количество пищи и делить еду на «любимую» и «нелюбимую».
· не заставлять есть или доедать, когда ребенок не хочет больше кушать («съедай все, чтоб тарелка была чистая»).
· не шантажировать («не съешь овощи – не пойдешь гулять»).
· не наказывать и не награждать едой («ты сегодня плохо себя вел, поэтому кушать не будешь», «получишь пятерку – съешь шоколадку»).
· не давать вкусняшки в ответ на стресс. Например, когда кто-то обидел ваше чадо, не предлагать ему что-то сладкое, чтобы ребёнок успокоился.
· нужно научить ребенка получать удовольствие от еды.
Делюсь с вами некоторыми лайфхаками для того, чтобы привить ребенку любовь к овощам и полезной еде:
1. Готовьте один продукт разными способами. Например, морковь можно приготовить в виде оладий, крем-мусса, котлет, салата или кекса.
2. Кулинарьте вместе! Это подкрепляет пищевой интерес и побуждает любить и употреблять новые продукты, а также развивает творческое начало.
3. Фантазируйте и декорируйте – оформляйте блюда в виде солнышка, звезд, животных, птиц. Это очень радует детей и прививает любовь к пище!
4. Придумывайте смешные названия блюдам. Например, «Капустный рыцарь» для оладий из брокколи или «Кабачковая фея» для овощных котлеток.
5. Старайтесь кушать вместе.
6. Купите детям фартуки, колпачки и иные принадлежности для готовки.
7. Вместе читайте книги о полезной пище, играйте в кулинарные настольные игры, найдите мультфильмы о еде.
В заключение хочу добавить, что главное – это собственный пример. От того, как питаются и какой образ жизни ведут родители малыша, зависит его пищевое поведение. Если мама или папа запрещают ребенку кушать сладости, а сами делают это регулярно, то совершенно неудивительно, что их чадо так манит этот запретный плод. Родителям нужно начать с себя и со своих пищевых привычек! Пример родных – это фундамент здорового пищеварения у детей. А ограничение и контроль – это неэффективные стратегии.
Telegram: @DNKdobrona